Овца Библейская энциклопедия

Овца (Бытие 4:2). Древние израильские патриархи были пастырями и занимались преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исход 3:1 Цар. XVI, 11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исход 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника мадиамского. Меса, ц. Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец (IV Цар. III, 4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном суде (От Матфея 25:32,33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительной чертой этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как, напр., 2-я Паралипоменон 18:16, Пс. СХVIII, 176, Ис. ХI 6, III, 6, 7, Михей 5:8, От Матфея 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь, или пастух, постоянно находился со своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Бытие 31:39, От Луки 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенной нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис. ХL, 11, От Иоанна 10:1-16). В В. 3. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс. LХХIХ, 2) и царей (Иезекииль 34:10), но в Н. 3. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (От Иоанна 10:11 и пр. Евр. ХIII, 20; 1-е Петра 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими – словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и, может быть, не раз, и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Бытие 31:38,39, Исход 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих (на страже при стаде овец) (Бытие 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в кн. Иеремии (L, 8) о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер. (XXV, 35, 36): И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их. Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там, как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь (2-я Царств 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (ХL, 11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать, наградой за весь труд и опасность протекшего года (1-я Царств 25:2,8,9,10,11 Цар. ХIII, 23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Числа 32:16, От Иоанна 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Михей 4:8). Шерсть овец на Востоке, большей частью цветом белая, вероятно, употреблялась женщинами на одежду (Лев. ХIII, 47, Притчи 31:13). Она составляла часть подати, платимой моавитянами Израилю (IV Цар. III, 4), и составляла общий предмет торговли (Иезекииль 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят, было, как и доселе, самым любимым кушаньем у бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3-я Царств 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Второзаконие 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овны приносились в жертву – это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (От Иоанна 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис. LХV, 10), горы Кармил и Галаад (Михей 7:14), Васан (Иезекииль 39:18).