Нафан Библейская энциклопедия

Нафан (податель) – имя следующих лиц:

а) (2-я Царств 5:14) – один из сыновей царя Давида от Вирсавии и предок по прямой линии от Иисуса Христа (От Луки 3:31);

б) (2-я Царств 7:1-25 и др.) – пророк, занимавший видное положение в царствование Давида и Соломона и бывший, по крайней мере, в трех случаях непосредственным орудием сообщения между Богом и царем. В первый раз упоминается о нем в связи с намерением Давида построить храм Господу, намерение, которое пророк вначале горячо одобрил, но в последующее время по нарочитому повелению Божию не допустил его осуществить (2-я Царств 7:1-17). Далее мы видим, что Господь возложил собственно на пр. Нафана обличить царя за содеянный им тяжкий грех относительно Урии и его жены. Повествование, в котором описывается это обличение, несомненно, может считаться одной из трогательнейших страниц свящ. истории, особенно по красоте притчи, в которой он очертил его грех (2-я Царств 12:1-14). Устами Нафана были произнесены над Давидом строгое обличение в содеянном им грехе, и суд Божий за оный, но его же устами произнесено было также и уверение в Божием прощении и знаменательное имя, данное младенцу Соломону Иедидиа (возлюбленный Богом), родившемуся от Вирсавии, что указывало на Божественную любовь и милость к нему (ст. 25). Вероятно, вследствие сего обстоятельства Давид принимал особенное отеческое участие в Соломоне и в провозглашении его наследником престола перед своей смертью. По внушению того же пр. Нафана мать Соломона осмелилась напомнить умирающему царю о правах сына своего Соломона на престол, и в силу ее ходатайства Давид не замедлил провозгласить его царем (3-я Царств 1:8-40). После сего о Нафане в Свящ. Писании не упоминается, но, вероятно, он жил долгое время и в царствование Соломона. Во II кн. Пар. (IX, 29) прямо говорится, что он описал в своих записях деяния Соломоновы, как прежде того описал дела царя Давида (1-я Паралипоменон 29:29);

в) (Захария 12:13) – пророк Захария, описывая раскаяние иудеев и признание с их стороны распятого Мессии, упоминает о доме Нафана: и будет рыдать, говорит он, племя дома Нафана. Разумеется ли здесь вышеупомянутый пр. Нафан или другое какое лицо, решить трудно;

г) (II Цар. ХХIII, 36) – отец Игала, из Цобы, одного из сильных царя Давида;

д) (1-я Паралипоменон 11:38) – брат Иоиля, одного из главных воинов Давида, может быть, лицо, тождественное с вышеупомянутым;

е) (3-я Царств 4:5) – отец Азарии, начальник над приставниками ц. Соломона;

ж) (1-я Паралипоменон 2:36) – сын Аттая и отец Завада, из потомства Иуды;

з) (Ездра 8:10,16) – одно из лиц, посланных Ездрой после плена к начальствующему в местности Касифье, чтобы привести оттуда служителей для Дома Божия. Вероятно, то же самое лицо упоминается и в последней цитате.