Навоз Библейская энциклопедия

Навоз (Исход 29:14, Левит 4:4,8,11,17 Цар. XVIII, 27, От Луки 13:8). Во многих восточных странах дерево так ценно и редко, что продается на вес. По сему, как свидетельствуют путешественники, для топлива нередко употребляются животные нечистоты, и они составляют преимущественно материал для отопления печей даже у людей состоятельных. Навоз, т. е. помет и урина животных, смешанные с соломенной подстилкой, употребляли и для удобрения земли (От Луки 13:8,14,35). С навозом и пометом животных нередко в Свящ. Писании сравнивается глубокое унижение людей нечестивых: трупы их будут как помет на улицах... Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе, говорит пр. Исаия (VI, 26, ХXV, 10). Сирийский военачальник угрожает иудеям, что они за непокорность Сеннахериму доведены будут до такой крайности, что будут есть помет свой и пить мочу свою (IV Цар. XVIII, 27, Исаия 26:12). Такую крайность иудеи действительно испытывали (IV Цар. VI, 25), когда во время осады Самарии они ели голубиный помет, продававшийся по пяти сиклей серебра за четвертую часть каба, и особенно испытали ее во время осады Иерусалима Титом. По словам Нейбура, нечистоты ослов и верблюдов в Аравии собираются на улицах детьми и смешиваются с рубленой соломой, затем их выставляют для сушки на солнце, и тогда они делаются годными для топки. Санитарные постановления относительно этих нечистот были строго предписаны в законе Моисеевом (Втор. ХХIII, 12). В видах поддержания чистоты в обыкновенных домах устроивались особенные помещения для нечистот. Строить жилища человека на высотах, где находились нечистоты или где вообще мочились, считалось великим бесчестьем (Даниил 2:3,5,29). Крайнее посрамление священников Ветхого Завета пр. Малахия изображает раскиданием помета жертвенных животных по лицу их и выбрасыванием их вон вместе с пометом (Малахия 2:3). Подобное посрамление выражено было во дни Ииуя, ц. израильского, над идолами, когда статуи Ваала были сожжены, капище его было разрушено и место его сделано местом нечистот (IV Цар. X, 27).