Моровая язва Библейская энциклопедия

Моровая язва и другие Болезни евреев. В свящ. книгах В. З. и Н. З. упоминаются следующие болезни: чахлость или чахотка (Левит 26:16, Второзаконие 28:22), горячка, лихорадка, воспаление, проказа, почечуй, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, оцепенение сердца (Левит 26:16,25, Второзаконие 28:22,24,27,28,32). Кроме сих упоминаются: боль в животе (Деяния 28:8), бешенство или безумие (Захария 12:4), язва, жгучий ветер (Аввакум 3:5), наросты (1-я Царств 5:6-9), течение семени (), сухорукость (От Матфея 12:10), проказа (Числа 12:10), моровая язва (3-я Царств 8:37,53), паралич или расслабление членов (, От Иоанна 5:3-5), солнечный удар (IV Цар. IV, 18–20), водянка (От Луки 14:2), кровотечение (От Матфея 9:20), рак (Тим. II, 17), язвы или гноящиеся раны (Исаия 1:6), косноязычие (От Марка 7:32), хромота (2-я Царств 4:4), глухота (От Марка 7:32), слепота (Левит 19:4) и некоторые другие. Были еще болезни чрезвычайные и неизлечимые, против которых всякое врачевство было безуспешно, как, напр., проказа Иова (Иов 2:7), долговременное расслабление (От Иоанна 5:5), природная слепота от рождения (От Иоанна 9:1), болезнь Иорама с выпадением из его утробы внутренностей (2-я Паралипоменон 21:12-15), душевная болезнь Саула (1-я Царств 16:14-16), безумие Навуходоносора (Даниил 4:5,13,18), изъедение червями внутренностей у Антиоха (2 Мак. 9, 9) и Ирода Агриппы (Деяния 12:23). Особенного рода больные были бесноватые (см. Бесноватый). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни исцелял людей, одержимых неизлечимыми болезнями, во мгновение ока, одним Своим Божественным словом, или прикосновением руки, или даже чрез прикосновение к Его одежде и воскрешал мертвых. Исцеляя Сам, Он даровал ту же самую силу и власть и апостолам: врачевать всякую болезнь и всякую немощь (От Матфея 11:1). О свойствах большей части болезней, к сожалению, можно сказать очень немного вследствие краткости, с каковой они обозначаются в Свящ. Писании. Тем не менее небезосновательно думать, что преобладающими эпидемическими болезнями в Палестине с древнейших времен остаются те же самые, которым еще доселе подвержена эта страна. Их можно разделить на следующие четыре класса:

1). Чумаморовое поветрие, так называемая европейцами восточная чума. Эта ужасная смертельная болезнь во все века была страшным бичом Палестины, равно как и всего Востока. Кроме оной, Палестине свойственны и другие менее злокачественные эпидемии, легко зарождающиеся частью вследствие скученности и нечистоты в еврейских домах, а частью вследствие бедности и скудости их содержания.

2). Дезинтерия (кровавый понос, или болезнь внутренностей). Означенная болезнь хотя и не часто указывается в Свящ. Писании, но, по-видимому, была очень распространена в Палестине – Иорам был подвержен ей в самой острой форме (2-я Паралипоменон 21:15), и доселе жители Палестины часто страдают от мучительных припадков дезинтерии, частью вследствие влияния климата, а частью от неумеренного употребления плодов и невареных зеленых овощей.

3). Офталмия, или глазная болезнь. Распространенность этой болезни в Египте, где большая часть населения страдает от нее или и совсем слепнет, известна каждому путешественнику по Египту. В Палестине также значительное число народонаселения подвержено глазным болезням, и на основании библейских указаний мы можем думать, что она была также распространена и в древности. Слепые часто упоминаются в свящ. книгах В. и Н. Завета, и гуманные меры, предписанные законом Моисеевым относительно обращения с этим классом несчастных, дают основание думать, что численность их в среде еврейского народа была значительна (Левит 19:14, Второзаконие 27:18).

4). Накожные, или наружные, болезни. Означенные болезни в различных своих видах хотя и не совсем часто упоминаются в Свящ. Писании, но всегда были довольно распространены в Палестине даже и до настоящего времени. Самой ужасной из числа их была и есть проказа, относительно которой в Моисеевом законодательстве содержатся строжайшие предписания и указания подробнейших мер (см. Проказа). Есть некоторые местности на Востоке, как, напр., Алеппо и Аинтаб, страдающие от особенных накожных болезней, быть может, вследствие недоброкачественности воды, но в Палестине встречаются только те из них, которые вообще распространены на Востоке.

Специальный трактат «De morbis Biblicis» (О библейских болезнях) был написан Ф. Бартоломеем в 1672 г.