Клятва Библейская энциклопедия

Клятва – торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу как к Верховному Свидетелю было дозволено Законом (Второзаконие 6:13), и оно выражалось в различных формах. Так, напр., выражения: Господь между мною и тобою пусть будет Судьей (Бытие 16:5); жив Господь! (II Цар. ХII, 5); пусть то и сделает мне Господь (Руфь 1:17); свидетель мне Бог (К Римлянам 1:9). В клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии от Матфея (V, 34). А Я говорю вам, говорит Господь не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий... и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя (Быт. ХLII, 16), жизнью какого-либо частного лица (1-я Царств 1:26), полевым скотом (Песни Песней 2:7), храмом, алтарем, жертвами (Мф. ХХIII, 16–22). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх: Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, сказал Авраам царю Содомскому (Бытие 14:22). Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в кн. Втор. (XXXII, 40) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век! или б) обратившись лицом к жертвеннику (3-я Царств 8:31,53), или, наконец, в) положивши руку под стегно (Бытие 24:2). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенной. Клятвы произносились при следующих случаях:

а) когда заключался завет или договор между людьми (Бытие 14:22, Деян. ХХIII, 21);

б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1-я Царств 14:3 Цар. XVIII, 10);

в) иногда при произнесении обета (Чис. XХХ, 2);

г) при раскрытии какого-либо преступления (Числа 5:21). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: заклинаю тебя Богом живым (От Матфея 26:63), и заклинаемый отвечал на это: аминь, или: ты говоришь. В Послании к Евреям (VI, 16–18) ап. Павел говорит следующее: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр. Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением – отнюдь не изменять ей. Клятвы у евреев считались греховными, когда, напр., произносились в пустых случаях и напрасно (Исход 20:7), когда клялись истуканами и идолами и др. В более чистые времена иудейской истории у евреев всякая клятва считалась священной (Иисус Навин 9:20), но в позднейшие времена иудейские раввины уже учили, что если в какой-либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно, распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (От Матфея 5:33-37, Иакова 5:12). Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого (От Матфея 5:37). Следуя этому учению, ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвой то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.