Казни смертные у евреев Библейская энциклопедия

Казни смертные у евреев. Закон о смертной казни за человекоубийство был изречен Богом еще до времени законодательства Моисеева, но род этой казни в Свящ. Писании не обозначен с точностью. Кто прольет кровь человеческую, сказал Господь, того кровь прольется рукою человека (Бытие 9:5,6). В законе Моисеевом упоминаются следующие главнейшие виды смертных казней у евреев:

а) обезглавение (Книга Судей 7:2,25 Цар. IV, 7, 11–12, IV Цар. X, 6, От Матфея 14:8,10);

б) побиение камнями или поражение стрелами (Исход 19:13);

в) повешение (Числа 25:4);

г) сожжение живьем на огне (Левит 20:9,14,21), как, напр., дочь священника, если она осквернит себя блудодеянием; если кто возьмет себе в жены мать и дочь ее;

д) побитие камнями (общеобыкновенная, народная смертная казнь у евреев) (Левит 20:2,27).

Второстепенными, но не смертельными наказаниями считались следующие:

е) бичевание, впрочем, не свыше сорока ударов (Второзаконие 25:13);

ж) возмездие: глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу и т. д. (Исход 21:24);

з) возмещение убытков (Исх. ХХII, 1–17, Левит 24:18-21);

и) отлучение на более или менее продолжительное время от общества, как, напр., в деле Мариам, сестры Моисея (Числа 12:15).

Помимо сих главных смертных казней и несмертельных наказаний, упоминаемых в законе Моисеевом, были, конечно, и другие, введенные уже впоследствии и большей частью, как кажется, заимствованные от других народов, так, напр., предание на растерзание львам (Дан. гл. VI), разрубление в куски, или рассечение на части (Даниил 2:5, Иезекииль 16:40, Лк. ХII, 46, Мф. ХХIII, 51), распиление пилами (как, напр., пр. Исаия) (К Евреям 11:37), утопление в воде с повешением камня на шею (От Матфея 18:6, От Марка 9:4), распятие на кресте. Относительно сего последнего должно заметить, что это была не иудейская, но прямо римская смертная казнь, и притом считалась самой позорной. Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, говорится в кн. Втор. (XXI, 23).