Иуда Библейская энциклопедия

Иуда (хвала Иеговы, или хвалите Господа) – имя нескольких лиц:

а) (Бытие 35:23) – четвертый сын Иакова от Лии, родился в Месопотамии около 22–49 г. до Р. X. Колено Иудино, во главе которого стоял он, было из наиболее многочисленных и могущественных, сравнительно с прочими (Числа 1:27) и получило первый удел по жребию при разделе Земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Бытие 49:8-12), очень замечательно. В нем содержится указание на воинственный дух его потомков, равно как на время и продолжительность его могущества и власти. Вот оно: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих (т. е. во время войны). Поклонятся тебе стены отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев (Ариель – лев Божий) и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов. Далее в пророчестве говорится, что места обитания Иуды будут изобиловать лозами превосходнейшего винограда. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (ст. 11). В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должен принадлежать скипетр, т. е. правительственная царская власть, пока не приидет Примиритель, т. е. Мессия Христос, который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом. Некоторые черты характера Иуды можно видеть в библейском повествовании о продаже Иосифа и двукратном путешествии Иуды, вместе с братьями, в Египет для закупки хлеба, – равно как и в описании его греха, им содеянного с Фамарью (Бытие 38:26);

б) (Ездра 3:9) – левит, потомки которого возвратились из плена;

в) (Ездра 10:2,23 ) – из левитов, во дни Ездры, имевших жен иноплеменных;

г) (Неемия 11:9) – вениамитянин, называемый вторым над городом, – сын Сенуи;

д) (Неемия 12:8,36) – лицо, вероятно, тождественное с левитом Иудой, упоминаемым в I кн. Ездры (X, 23);

е) (2 Мак. 4 и др.) – Иуда Маккавей, третий сын священника Маттафии, восставшего на защиту веры и отечества, во время гонения царя сирийского, Антиоха Епифана. Подробности его жизни описываются в разных местах I и II Маккавейских книг;

ж) (1 Мак. X1, 70) – сын Xалфиев (Алфеев), иудейский военачальник в войске Ионафана Маккавея, особенно замечательный неизменной ему верностью во время сражений с военачальниками Дмитрия, царя сирийского;

з) (2 Мак. 1, 10) – еврей, занимавший видное место в Иерусалиме, во время посольства в этот город Аристовула и египетских евреев. Некоторые отождествляли его с одним из ессеев, замечательным по его пророческим дарованиям, а другие с самим Иудой Маккавеем;

и) (1 Мак. XV1, 2) – сын Симона и брат Иоанна Гиркана, коварно умерщвленный Птоломеем Азувом, вместе со своим отцом;

к) (От Луки 3:30) – сын Иосифа, упоминаемый ев. Лукой в родословии Господа, из рода и потомства Давида, и живший, как полагают, около времен царствования Иоаса;

л) (От Луки 3:27) – другой Иуда, сын Иоаннанов, также упоминаемый в родословии Господа;

м) (От Матфея 10:4,26, Деяния 1:16) – Иуда Искариотский, бывший одним из 12 апостолов, предатель Господа. Назывался он Искариотским, вероятно, по месту своего рождения в г. Кариоте, находившемся в колене Иудином. Ев. Иоанн говорит, что он был сын Симонов (От Иоанна 6:2,13,26,71). После того как Иисус Христос избрал 12 апостолов, Иуде поручено было ношение при себе деревянного ящика, в который опускались приношения (От Иоанна 12:6). Слова Искариота, сказанные им по случаю бесполезного, по его мнению, излияния и траты драгоценного мира на ноги Спасителя Марией, сестрой Лазаря, само собой, прямо указывают на преобладавшее в нем корыстолюбие. Эта же гибельная страсть и послужила главнейшим образом для него побуждением предать за 30 сребреников своего Господа и Учителя. Получив сказанную цену, он после Пасхальной вечери явился ночью в сад Гефсиманский, где Господь только что окончил Свою молитву пред наступавшими крестными страданиями, и там лицемерным лобзанием предал Его в руки врагов. Увидев после того, что Господа Иисуса, как преступника, влекут от суда к суду, он раскаялся, пошел к первосвященникам и старейшинам, возвратил им 30 сребреников и сказал: Согрешил я, предав кровь неповинную. Ему отвечали: Что нам до того? смотри сам. Тогда, бросив сребренники в храме, он вышел; пошел и удавился; и когда низринулся, замечает св. писатель книги Деяний, расселось чрево его и выпали все внутренности его (От Матфея 27:3-5, Деяния 1:18). Первосвященники, взяв сребреники, нашли неприличным положить их в церковную казну и купили на них землю горшечника для погребения странных. Место это с того дня прозывалось акелдама (см. Акелдама), что значит: земля крови. Так исполнилось пророчество пр. Захарии (XI, 12–13). Во время Пасхальной вечери с учениками Господь засвидетельствовал об Иуде так: Но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается, лучше было бы этому человеку не родиться (От Матфея 26:2 4);

н) (Деяния 15:22) – Иуда Вирсава, один из начальствующих братий Церкви Иерусалимской;

о) (Деяния 9:11-18) – еврей, живший в Дамаске во время чудесного обращения ап. Павла и в доме которого он жил после своего обращения и до своего крещения Ананией. Остатки дома этого Иуды и Анании в Дамаске указывают еще доселе, равно как и улицу, так называемую в кн. Деяний прямую (сук-эль-дакман). Дом этот почитается не только христианами, но и мусульманами;

п) (Деяния 5:37) – Иуда гаваонитянин, иначе галилеянин, предводитель иудейских мятежников во время народной переписи, при управлении Иудеей Сульпицием Квирином в 6 г. по Р. X.; он упоминается Гамалиилом в его речи пред синедрионом во время суда над апостолами.