Иоав Библейская энциклопедия

Иоав (Господь есть Отец) (2-я Царств 2:18) – один из трех племянников Давида и его военачальник (1-я Паралипоменон 2:6,11,16). Иоав в первый раз упоминается в кн. Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно ввиду самозащиты, убил его, несмотря на то что Асаил отличался быстротой своего бега. Слова Авенира к Асаилу: отстань от меня, чтобы я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему? (2-я Царств 2:22) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды. Вскоре после того, во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и, с одной стороны, желая отмстить за смерть Асаила, а с другой, опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места, обратился к Давиду с упреком за милостивый прием, оказанный Авениру, а потом, вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в еврейском, – ныне источник, называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. Смертью ли подлого умирать Авениру? – восклицал он, руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников (2-я Царств 3:33,34). Затем, занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимой верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1-я Паралипоменон 11:2,20 Цар. X, 10). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3-я Царств 2:34) и поля, засеянные ячменем (2-я Царств 14:30). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1-я Паралипоменон 11:8), Давид объявил: кто прежде всех поразит иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою (1-я Паралипоменон 11:6). Первое большое сражение израильтян под предводительством Иоава произошло с аммонитянами и сириянами (2-я Царств 10:6 и др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне, и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3-я Царств 11:15,16). Затем он снова предводительствовал во время войны с аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2-я Царств 11:1). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава. После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (2-я Царств 4:1-12), и, когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое, впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численности 4000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелой сердце возмутителя (2-я Царств 18:14), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его. Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри (XX, 1). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. По дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как (ст. 9, 10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника. Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (ст. 20–22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (XXIV, 3), и хотя уступил, но его доводы были настолько сильны, что он не исчислял левитов и вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1-я Паралипоменон 21:6). Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь, даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав на последях присоединился к Адонии и помогал ему вместе с свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3-я Царств 1:2,7,27). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (III Пар. II, 6). Посему-то когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника – Иоава. Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый, подтвердительный приказ – умертвить и похоронить его, на том, конечно, основании, что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (ср. Исход 21:14). И пошел Ванея, сын Иодаев, говорит свящ. писатель III кн. Цар. (II, 28–34), и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно, близ Вифлеема, в пустыне Иудейской;

б) (1-я Паралипоменон 4:14) – сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников. Та же самая долина, находившаяся, вероятно, близ Иерусалима, упоминается и в кн. пр. Неемии (XI, 35);

в) (Ездра 2:6,8,9, Неемия 7:11) – предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.