Иеровоам Библейская энциклопедия

Иеровоам (народ умножается) – имя двух царей израильских:

а) (3-я Царств 11:26) – первый царь десяти колен (975–954 до Р. X). Его отец был Нават, ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской (2-я Паралипоменон 4:17). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г. Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова (3-я Царств 11:28). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и, разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Иеровоам возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера (3-я Царств 11:17-43). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, Иеровоам был вызван из Египта израильтянами и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном. Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали Иеровоама в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства и Пенуил на восточной, Иеровоам сначала имел пребывание в первом городе, но затем, как кажется, избрал своей резиденцией г. Фирцу (3-я Царств 14:17). Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явной целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Доме Господнем. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта, сказал он, указывая на идольские изваяния (3-я Царств 12:28). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере (Книга Судей 18:30,31), и народ охотно отправился туда. Город Вефиль, на южной границе Иеровоамова царства, имел несколько другой характер. Здесь царь соорудил жертвенник и лично священнодействовал при совершении идолопоклоннических обрядов. Священники из левитов были устранены, и должность левитов отправляли простые израильтяне, не принадлежавшие к колену Левия. Таким образом, священнодействие было открыто каждому (2-я Паралипоменон 11:15). Он установил праздник, подобный празднику Кущей, только не в седьмой, а в восьмой месяц свящ. года. Но вот явился грозный обличитель идолослужения, некто пророк из Иудеи. В первый же языческий праздник он внезапно предстал перед Иеровоамом, совершавшим тогда, в качестве первосвященника, идолослужение перед тельцом Вефильским, и громко воззвал к алтарю: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему – Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. Возьмите его, воскликнул Иеровоам, протягивая руку, но рука его иссохла, а жертвенник, по слову пророка, распался. Только по молитве пророка он получил исцеление. Впрочем, обличение пророка, болезнь руки и чудесное исцеление оной нисколько не подействовали на Иеровоама. Он продолжал ходить в нечестии, и вот ему было ниспослано новое грозное вразумление Божие. Заболел Авия, сын Иеровоамов, и он послал свою жену в переодетом виде к пр. Ахии, теперь уже седовласому и полуслепому старцу, посоветоваться и узнать о ходе болезни отрока. Несмотря на то что царица была переодета и на свое слабое зрение, пророк тотчас же распознал посетительницу. Он предсказал ей скорую смерть отрока, падение династии Иеровоама и разрушение царства Израильского. Дитя действительно умерло, как предсказал Ахия, лишь только царица возвратилась в Фирцу и переступила через порог своего дома. И похоронили его и оплакали его все Израильтяне, говорит свящ. историк (3-я Царств 14:1-18). Общественная скорбь по сему случаю указывает на то, с какими надеждами на будущность ожидал народ продолжения новой династии. Война между Ровоамом и Иеровоамом не имела, по-видимому, важного значения, так как первому было воспрещено нападать на десять колен (2-я Паралипоменон 11:1-4). Впрочем, Авия, сын Ровоама, одержал над войсками Иеровоама значительную победу, несмотря на сравнительную малочисленность своих войск и ловкую тактику, с которой Иеровоам поражал своего врага спереди и с тыла. Последствием означенной победы было то, что Авия возвратил под свою власть некоторые важные города, и в том числе Вефиль, Иешану и Ефрон. И не входил уже в силу Иеровоам во дни Авии, замечает свящ. летописец, и поразил его Господь, и он умер (II Пар. ХIII, 20) после 22-летнего царствования. Его многообещавшая юность, его энергия и деятельность в летах совершенного возраста, его политическая тактика и воинские подвиги закончились наконец полным поражением и уничижением; он сошел в гроб, пораженный рукой Божией. Как сам он и его царство оставили Господа, так и Господь оставил их и предал гибели;

б) (IV Цар. XIV, 2329 и др.) – Иеровоам II, царь израильский, сын и преемник Иоаса, царя 10 колен, правнук Ииуя (835– 794 до Р. X.). Несмотря на то что он не оставил служения тельцам, однако же вел счастливые войны с Сирией, моавитянами, аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Господь помогал ему, потому что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Никогда состояние царства 10 колен не было, по-видимому, так блестяще, как во дни царствования Иеровоама, но современные ему пророки, Осия и Амос, громко вопияли против нечестия и беззаконий, созревавших под счастливо удачной обстановкой политических дел. Потому Бог чрез пророка возвестил наконец приближающуюся погибель дома Иеровоама и падение ц. израильского (), что вскоре и постигло Израиль. Царствование Иеровоама II продолжалось 41 год. После него вступил на престол сын его, Захария, царствовавший только 6 месяцев, и вскоре после него царство Израильское действительно было разрушено Салманассаром, царем ассирийским.