Идол, кумир Библейская энциклопедия

Идол, Кумир (Исход 20:3,4, Второзаконие 4:16, К Римлянам 2:1,22 Кор. VIII, 4, I От Иоанна 5:21) – есть изображение какой-либо твари небесной, или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Названия идолов в еврейском языке различны и наиболее употребительные суть следующие:

Елилам, или суетность, ничтожество. Идолы назывались так, потому что истинные чтители Бога смотрели на них как на вещь, не имеющую никакого значения. Елил (Исаия 57:5) – ложные боги. Гиллулим (Левит 26:30 и др.) – обрубки, истуканы, пни. Гевел или Авен (Второзаконие 32:21 и др.) – тщета, пустота. Хамманим (2-я Паралипоменон 34:7) – быть может, изображение Ваал-Хамона, бога солнца. Мифлецеф (3-я Царств 15:13) – предмет страха, ужаса, страшилище. Шиккутц (2-я Паралипоменон 15:7) – мерзость языческая. Семел (II Пар. ХХХIII, 7, 15) – образ, символ, подобие. Терафим (Захария 10:11) – изображения домашних богов, подобных пенатам у римлян. Их почитали виновниками домашнего счастья и вопрошали, как оракулов (Книга Судей 17:5, Иезекииль 21:21 и др.).

Кроме сих имеются еще и другие различные названия идолов на еврейском языке. Главнейшими идолами или лжебогами в древности, как то видно из Свящ. Писания, были следующие: Адрамелех и Анамелех – боги сепарвимские (IV Цар. XVII, 31). Ашима – божество емафян (IV Цар. XVII, 30). Астарта – божество сидонское (Книга Судей 2:3,13 Цар. XI, 33). Ваал (Книга Судей 2:11-13). Дагон – бог филистимский (Книга Судей 16:23). Веельзевул (бог мух) – божество аккаронское (IV Цар. 1, 2). Хамос – бог моавитский (3-я Царств 11:33). Диана, или Артемида, чтимая особенно в Эфесе (Деяния 19:24-27). Молох, или Милхом, лжебог или мерзость – божество аммонитское (Дев. XVIII, 21, III Цар. XI, 33). Юпитер и Меркурий, иначе Зевес и Ермий (Деяния 14:12). Нево (пал Ваал, низвергся Нево) (Исаия 46:1). Богиня неба (Иер. ХLVI, 17, 25). Ремфан – идол в виде звезды, как полагают, планеты Сатурна (Деяния 7:43). Римон (IV Цар. V, 18). Фаммуз (Иезекииль 8:14) – божество сирофиникийское, и многие другие. Древние поклонялись обоготворенным людям, солнцу, луне и звездам, огню и воде, небу и земле, свету и тьме, животным и растениям. Плиний говорит, что в Египте боготворили даже лук и чеснок. Некоторым божествам поклонялись во многих местах и городах, тогда как другие были местными божествами. Формы идолов были весьма различны – одни из них были человеческого вида, как, напр., Астарта, другие изображали собой четвероногих животных, птиц, пресмыкающихся и т. п. Колоссальные изображения идолов пользовались популярностью в Индии и Ассирии, как и доселе еще весьма популярны в Индии. Часто идол олицетворялся в виде бесформенного обрубка, пня или камня. На материале, из которого делались идолы, часто указывается в Библии. Золото, серебро, медь, дерево, камень, глина – все это употреблялось на выделку идолов. Вследствие распространения идолопоклонства изделие идолов в некоторых странах считалось делом очень важным и прибыльным, хотя ничтожество и безумие оного прекрасно описывается во многих местах Свящ. Писания, как, напр., Ис. ХL, 19, 20, ХLI, 6, 17, ХLIV, 9–20. Поклонение идолам было весьма распространенным делом в древнем мире. Свящ. Писание укоряет даже Фарру, отца Авраама и Нахора, в служении иным богам (Иисус Навин 24:2). Из обстоятельств жизни Лавана и Рахили также видно, что идолопоклонство существовало некоторым образом также между родственниками Иакова (Бытие 31:19,30,32,33,34,35). Значительное число образцов и изображений этих идолов сохранялось до наших времен. Некоторые из них можно видеть в Английском и других музеях, а другие начертаны на памятниках древних народов. Многие из первенствующих христиан полагали, что в идолы вселялись диаволы и злые духи, – мнение, вероятно основанное на словах ап. Павла (1-е Коринфянам 10:20). Фактически известно, что поклонение злым духам в древности было довольно распространено, что, конечно, и доселе еще отчасти можно видеть в различных частях света.