Гостеприимство Библейская энциклопедия

Гостеприимство (Бытие 18:1 и далее, Второзаконие 10:17-19, К Евреям 13:1-25, и пр.) – добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием. Прекраснейшие образцы оной видим в истории Авраама, удостоившегося однажды чести принять под видом странников Господа и двух ангелов (Бытие 18:1-8); племянник Авраамов, Лот, оказал гостеприимство проходящим странникам, которые также были ангелы (Бытие 19:1-3); Иофор, священник мадиамский, радушно принял в дом свой Моисея (Исход 2:20). Иов, в оправдание своей непорочности, говорил о гостеприимстве как о добродетели, которую он неуклонно исполнял: Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему (Иов 31:32). Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Н. З., именно сам Господь Иисус Христос говорит: кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей (От Матфея 10:42). Поэтому холодность гостеприимства отождествляется Господом с холодностью к Нему Самому: Странником был, говорит Он, и не приняли Меня, наг был и не одели Меня, болен и в темнице и не посетили Меня (От Матфея 25:43). Апостолы прямо внушают верным эту добродетель в посланиях к Римлянам (К Римлянам 12:13), к Тимофею (1-е Тимофею 3:2), к Титу (I, 8), и в I посл. св. ап. Петра (IV, 9). Принимать странников и умывать ноги святых (I Тим.. V, 10), по словам ап. Павла, есть одно из существенных качеств, требуемых от вдовицы, для внесения ее в список вдов, назначаемых на служение Церкви. Пример милосердного самарянина, представляя собой приложение основной заповеди христианства: любить ближнего, как самого себя, будет служить для всех времен образцом христианского человеколюбия и христианства. На Востоке и доселе высоко ценится гостеприимство, особенно между арабами и даже хищниками бедуинами.