Головные уборы у евреев Библейская энциклопедия

Головные уборы у евреев. Определить формы, какие имели головные уборы у евреев, очень трудно, ибо, с одной стороны, писатели священных книг не описывают этих уборов подробно, а с другой стороны, Иосиф Флавий и другие в своих описаниях дают головным уборам евреев различную форму. Несомненно, что обычай держать голову покрытой существовал у евреев с глубокой древности, основанием чего, конечно, могли служить климатические условия, именно вредное влияние вертикальных солнечных лучей на голову, могущих иметь следствием нередкое в жарких странах, опасное для жизни воспаление мозга и солнечный удар. Обнажение головы во время испытания водой ревнования (Числа 5:18) и при поражении проказой (Левит 13:45) указывает, что во времена Моисея обычай покрывать голову был, по-видимому, общим обычаем не только между женщинами, но и между мужчинами. Впоследствии головные повязки (увясла), употреблявшиеся по необходимости, начали служить для украшения головы людей достаточных, как мы видим из кн. Иова (XXIX, 14). То же делали цари (Исаия 62:3) и знатные женщины (). К праздничной одежде принадлежал венец, надевавшийся для украшения (Исаия 61:3), также при брачной церемонии (Исаия 61:10). Первосвященники обыкновенно носили на голове кидар или митру. Женщины носили покрывала, но их едва ли можно считать за головные уборы, хотя ими и покрывалась иногда голова. Изображение головных покрывал или вуалей ассириянок и египтянок с их украшениями доселе можно видеть на древнеассирийских памятниках. В настоящее время головной убор арабов очень прост, но у восточных женщин вообще он отличается особенной изысканностью и ценностью. Головные уборы мужчин различных классов в Египте, Сирии, Ассирии, Персии в наше время чрезвычайно разнообразны по своей форме и виду; они всецело зависят от положения, национальности или религии тех лиц, которые их носят. Один из современных писателей приводит в пояснение следующих слов св. ап. Петра: да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде (1-е Петра 3:3) – доселе существующий обычай левантских женщин – плести свои волосы в косы и переплетать оные шнурками с нанизанными на них золотыми или серебряными монетами.