Год Библейская энциклопедия

Год (величие, блеск) (1-я Паралипоменон 7:37):

а) один из сынов Цофаха, потомка Асирова;

б) (по-евр. шана) (Бытие 17:21) – высшая единица для измерения времени. Первоначальный год евреев был лунный, состоявший из 12 лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, след., в еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этой целью к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у евреев получались годы простые и високосные. Кроме того, евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября), велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, т. е. с месяца Нисана (Исход 12:2), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений (Захария 7:1). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице:

I. Весенние месяцы:

Авив (или месяц колосьев), или Нисан (Исход 12:2,18, Есфирь 8:9), и Тиар, или Зиф (3-я Царств 6:1-37). Первый соответствует марту, а второй апрелю.

Праздники в месяце Нисане:

14 – Заклание пасхального агнца.

15 – Пасха.

16 – Принесение Господу первых плодов весенних или винограда.

21 – Последний день Пасхи.

II. Летние:

Сиван (Вар. 1, 8), соответствующий нашему маю, и Тамуз (Иезекииль 8:14), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиван следующие:

6 – Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы или ячменя.

III. Месяцы жаркого времени:

Ав, соответствующий июлю, и Елул (Неемия 6:15), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце: 9 – Пленение храма вавилонянами и впоследствии римлянами.

IV. Теплого времени:

Афаним, или Ефаним, по пленении Вавилонском названный Тифи (3-я Царств 8:2,53), соответствующий сентябрю, и Бул, или Мархесван (3-я Царств 6:38), соответствующий октябрю. Праздники в первом из них:

1 – Праздник труб, или Нового года.

10 – День очищения.

15 – Праздник Кущей.

22 – Последний день сего праздника.

V. Осени и зимы:

Хаслев, или Кислев (Захария 7:1), соответствующий ноябрю, и Тевеф, соответствующий декабрю. Праздников в сих месяцах не было.

VI. Холодного времени: Севат, или Шеват, соответствующий январю, и Адар, соответствующий февралю (Есфирь 2:3,7,16).

14 и 15 числа последнего месяца был Праздник Пурим (Есф. IХ, 18–21). Придаточный к 12 месяцам был второй Адар, иначе Веадар или Шени.

Особенными празднествами для евреев были: год субботний и юбилейный. Как каждый седьмой день недели и каждый седьмой месяц года, по закону Моисееву, был священным, так и каждый седьмой год должен был считаться священным (Исход 23:10-12, Левит 25:2-7, Второзаконие 21:10-13). В этот год прекращалось земледелие, самородные плоды делались по всей земле общим достоянием, прощались должникам долги и всенародно читался Закон Божий. За исполнение Закона обещалось плодородие в последующий год. Из кн. Пар. можно видеть, что, кажется, не всегда строго соблюдалось празднование этого года (2-я Паралипоменон 36:20,21). Впрочем, по возвращении из плена субботний год праздновался неопустительно (1 Мак. V1, 49). Еще более торжественным и радостным празднеством для евреев был год юбилейный, или 50-й (Левит 25:8,13). Пятидесятый год да будет у вас юбилей... священным да будет он для вас, заповедал сам Господь евреям (Левит 25:11,12). Особенности, отличавшие год юбилейный от простых годов и субботних, были следующие:

1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без исключения и без всяких ограничений (Левит 25:11,12);

2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу;

3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам, с некоторым вознаграждением лицу, ими пользовавшемуся пред началом юбилея (Левит 25:15,16);

4) как в субботний год, так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Священное занятие сие, хотя предписываемое и во всякое время, несомненно делалось обязательнее и торжественнее в субботний год и юбилейный. Как субботний год начинался Праздником Кущей, так юбилейный начинался празднованием Дня очищения. Начало года означалось звуком труб, в которые было предписано священникам трубить по всей земле. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, заповедал Господь Израилю, в день очищения вострубите трубою по всей земле (Левит 25:8-12). Этот величественный праздник был прообразом того лета свободы, которое с пришествием Христа должно было открыться в духовном царстве Его, лета Господня благоприятного (От Луки 4:19).