Елиезер и Элиезер Библейская энциклопедия

Елиезер и Элиезер (Бог есть его помощь) – имена различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании:

а) (Бытие 15:2) – Элиезер, раб Авраама из Дамаска и распорядитель в доме его, который наверное сделался бы наследником всего имущества его, если бы тот умер бездетным. В Индии доселе еще существует обыкновение в подобном случае усыновлять какого-либо раба в качестве наследника или отдавая за него в замужество дочь, если таковая имеется. Об Элиезере говорится, что он родился в доме Авраама (домочадец мой – ст. 3), между тем как в предыдущем стихе он называется Элиезером из Дамаска. Кажущееся противоречие разрешается тем, что родившийся в доме моем в настоящем месте с еврейского просто значит: сын дома моего, т. е. один из моих домочадцев, и потому-то в другом месте (Бытие 24:2) он называется старшим рабом в доме его. Доверенность, которую питал Авраам к своему домоправителю, лучше всего видна из данного ему поручения – избрать невесту для сына своего Исаака. Хотя имя Элиезер не упоминается при сем и других случаях, но, несомненно, это было именно то самое лицо, которому дано было означенное поручение и которое выполнило его с таким благоразумием и верностью;

б) (Исход 18:4) – второй сын Моисея от Сепфоры. Давая ему имя Елиезер, Моисей сказал: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки Фараона (II, 22). Когда Моисей возвратился в Египет, он оставил своих сыновей, жену и тестя, священника Иофора, в земле Мадиамской, но последний, услыхав о том, что сделал Бог для Моисея и для Израиля (XVIII, 1), привел к нему в пустыню его жену и сыновей и расположился станом у горы Божией (ст. 5). Елиезер имел только одного сына Рехавию, у Рехавии же было очень много сыновей (1-я Паралипоменон 23:17). Шеломиф, один из его потомков, и братья его смотрели за всеми сокровищницами из посвященных вещей, данных царем Давидом и его военачальниками из взятой ими у неприятелей добычи, на поддержание Дома Господня (XXVI, 25–27);

в) (1-я Паралипоменон 7:8) – из сынов Бехера, сына Вениаминова;

г) (1-я Паралипоменон 15:2 4) – один из священников, назначенных Давидом сопровождать с трубами Ковчег Завета из дома Овед-Эдома в Иерусалим;

д) (1-я Паралипоменон 27:16) – сын Зихри, начальник и вождь у рувимлян во времена Давида;

е) (2-я Паралипоменон 20:37) – сын Додавы из Мареши, пророчествовавший против Иосафата, когда тот вступил в сообщество с Охозией, нечестивым ц. израильским, для отправления кораблей за золотом в Офир. Пророчество его исполнилось со всей точностью (2-я Паралипоменон 20:37). Корабли разбились и не могли идти в Фарсис;

ж) (Ездра 8:16) – один из главных и ученых людей, посланных в местность Касифью к Иддо и братьям его, нефинеям, для того чтобы они привели оттуда служителей для Дома Божия;

з) (Ездра 10:18) – сын одного священника;

и) (Ездра 10:23) – один из левитов;

к) (Ездра 10:31) – из израильтян, сынов Харима. B се три, означенные в Х главе I кн. Езд. лица имели жен иноплеменниц;

л) сын Иоримов, одно из лиц, упоминаемых в родословии Господа нашего Иисуса Христа (От Луки 3:29).