Елеазар Библейская энциклопедия

Елеазар (которому помогает Бог) – имя, усвояемое в Свящ. Писании многим лицам:

а) (Исход 6:23) – третий сын Аарона, избранный со своими братьями на священническое служение (XXVIII, 1). Когда два старшие брата его, Надав и Авиуд, были сожжены огнем от Господа (Левит 10:1,2), не оставив после себя детей, Елеазар вступил в права первородства и поставлен старейшим над начальниками левитов (Числа 3:4,14). Ему была поручена вся Скиния со всем, что находилось в ней. После возмущения Корея Елеазар получил повеление от Бога собрать медные кадильницы и разбить их в листы для покрытия жертвенника (Числа 16:37-39), и он первый принес в жертву Господу рыжую телицу (XIX, 3). При кончине Аарона Елеазар был торжественно облечен в первосвященнические одежды на г. Ор (XX, 28), затем вместе с Моисеем он производил второе счисление народа (XXVI, 1 и сл.), и когда Иисус Навин принял власть и правление от Моисея, то первосвященник Елеазар, по указанию Божию, должен был благословить Иисуса Навина как преемника Моисея (XXVII, 22). При разграблении имущества мадианитян Елеазар указывал народу, что должно делать с военной добычей (XXXI, 21 и пр.). Колена Рувимово и Гадово просили его и Моисея дать им в наследие завоеванные земли по ту сторону Иордана, и просьба их была исполнена, но с тем условием, чтобы они вместе с прочими коленами продолжали завоевание Земли Обетованной за Иорданом (XXXII, 2). Он помогал также Иисусу в разделении Земли Обетованной между коленами Израилевыми (XXXIV, 17, Иисус Навин 14:1 и пр.). Первосвященник Елеазар пережил Иисуса Навина, скончался в преклонном возрасте и погребен на горе Ефремовой, на одном из холмов, принадлежавших сыну его Финеесу (Иисус Навин 24:33). Первосвященство постоянно оставалось за домом Елеазара, за исключением краткого времени от перв. Илия и Садока до Соломона (1-я Царств 2:35), до перв. Онии III (2 Мак. 2I, 4) и, наконец, до времени вождя и перв. Симона Маккавея (1 Мак. X1V, 35);

б) (1-я Царств 7:1) – сын Авинадава, избранный мужами Кириафиарима хранить Ковчег Завета по возвращении оного от филистимлян;

в) () – сын Додо, один из трех сильных воинских начальников Давида, подвиги коих изложены во II кн. Цар. и I Пар. (XI, 12–19). Во время сражения с филистимлянами он до того поражал их, что рука его утомилась и прилипала к мечу его. В другое время, когда Давид захотел воды из колодезя вифлеемского, он с двумя другими воинами пробился сквозь стан филистимский и достал Давиду воды для утоления его жажды;

г) (1-я Паралипоменон 23:21,22) – сын Махлия, потомок Мерари;

д) (Ездра 10:25) – сын Пароша, женившийся на иноплеменнице, но потом оставивший ее;

е) (Неемия 12:42) – один из священников, присутствовавших при освящении стены Иерусалимской по возобновлении ее Неемией;

ж) (От Матфея 1:15) – сын Елиуда и отец Матфана, одно из лиц, упоминаемых в родословии Спасителя;

з) (1 Мак. V1, 43–46) – четвертый сын Маттафии, брат Иуды Маккавея, убитый в сражении с Антиохом Евпатором. Еще пред вступлением в сражение с Никанором за несколько времени до вышеозначенной битвы Елеазар получил повеление читать народу свящ. книгу (2 Мак. V2I, 23);

и) (2 Мак. 6, 18) – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Если в настоящее время я и избавлюсь от мучения от людей, говорил он, то не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти (2 Мак. 6, 2 6). И так скончался он в мучениях, оставив не только юношам, но и многим из народа, образец доблести и памятник добродетелей (ст. 31) (см. Саломея). Память его 1 авг.;

к) (1 Мак. V111, 18) – отец Иасона, бывшего посланником от Иуды Маккавея в Рим;

л) (Ездра 8:33) – сын Финееса, находившийся при Меремофе священник, во время возвращения Ездры из Вавилона, для сдачи золота, серебра и др. в Иерусалимский храм;

м) (3 Мак. 6, 1–16) – один из уважаемых священников, во время нашествия на Иудею Птоломея Филопатора, молившийся вместе с народом об избавлении Израиля от руки врагов. По молитвам их иудеи чудесно спасены Богом от гонителя;

н) (2 Езд. 9, 19) – из священников, сынов Иисуса, сына Иоседекова, имевший жену иноплеменную.