Ездра Библейская энциклопедия

Ездра (помощь):

а) (Ездра 7:1) – сын Сераии и потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии. Все, что известно об Ездре, заключается в 4 последних главах I книги Ездры и в VIII и XII главах книги Неемии. Из этих мест мы видим, что Ездра, происходивший из рода Ааронова, был благочестивый и ученый священник, живший в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане; далее в них говорится, что он в седьмой год царствования означенного государя получил дозволение отправиться в Иерусалим и взял с собой всех евреев, которые пожелали возвратиться в свое отечество, а также священников, левитов, певцов и др. Число лиц, пожелавших сопровождать Ездру в Иудею, простиралось до 1734 человек (Ездра 8:1-36, Неемия 7:1-73). Путешествие их из Вавилона в Иерусалим продолжалось четыре месяца. Прибывши в Иерусалим, говорит свящ. писатель, мы пробыли там три дня. В четвертый день мы сдали весом серебро и золото и сосуды в дом Бога нашего, все счетом и весом. И все взвешенное записано в то же время (Ездра 8:33,34). Эти приношения были назначены для будущего Иерусалимского храма и для приобретения жертвенных животных. Затем Ездра вступил в отправление своего служения и весьма много содействовал водворению благоустройства и порядка в народе и сохранению закона Божия во всей его чистоте. Узнав, что не только простые евреи, но даже левиты и священники, в противность закону Моисееву, вступали в брак с язычницами, он явил в этом случае особенную ревность по Боге и законе Его и обязал народ и священников клятвой оставить незаконные супружества, вследствие чего тогда же было расторгнуто более ста незаконных супружеств (Ездра 9:10). Его молитва, произнесенная при сем случае, была так трогательна, что весь народ горько плакал. Повествованием об означенном благочестивом благоустройстве биография Ездры прерывается несколько внезапно. О нем ничего не говорится более в продолжение 13 лет до самого прибытия Неемии в Иерусалим (Неемия 2:5,8,11,14). Вероятно, все означенное время Ездра пробыл в Персии и при Неемии, в 20-й день царствования Артаксеркса, снова возвратился в Иерусалим. Об участии Ездры в восстановлении стены Иерусалимской особенным попечением Неемии (Неемия 2:3,4,6) не говорится, но при освящении оной о нем говорится ясно (Неемия 12:26-36). Ездра взошел с начальствующими в Иудее на стену и в этот радостный для иудеев день, в присутствии всего народа, собравшегося на улице, вслух его при крайнем всеобщем благоговении и внимании громко читал слова книги Закона, а так как он читал на подлинном еврейском языке, то другие присутствовавшие при сем священники переводили его слова на халдейский язык, бывший в Вавилоне туземным и общим для пленных иудеев. Это значительно облегчало труд Ездры, который читал с утра до полдня, что, впрочем, продолжалось и на следующий день. Чтение книги Закона сопровождалось торжественным отправлением праздника Кущей, продолжавшимся восемь дней, причем Ездра каждодневно читал и объяснял народу Закон (Неемия 8:9,10). Спустя несколько времени после сего, по свидетельству Флавия, Ездра умер в старости и с великолепием был погребен в Иерусалиме. По преданиям иудейским, он умер при последнем возвращении из Иерусалима в Персию и погребен на границе Персии в Нехар-Самора, на Нижнем Тигре, где и доныне указывают его гробницу. Между другими великими подвигами, совершенными Ездрой для блага своего отечества, по словам Придо (Prideau), особенно обращают на себя внимание два важных его деяния, именно: восстановление обрядности закона иудейского по древним обычаям, бывшим в употреблении у иудеев до плена Вавилонского и согласным с указаниями пророческими, и затем собрание и соединение священных ветхозаветных книг в один состав – установление канона их; причем он, несомненно, исправил ошибки, вкравшиеся в бывшие в употреблении списки по небрежности или по неведению переписчиков, и заменил устарелые названия местностей наиболее современными. Кроме сего, Ездра признается писателем I и II книг Паралипоменон, I кн. Ездры и второй части оной – книги Неемии. Ему также приписывают учреждение Великой Синагоги и других синагог и введение в употребление в Свящ. Писании халдейского способа письма;

б) (Неемия 12:1,13) – один из начальных священников, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем и Иисусом, но умерший еще до времени Неемии.