Дети, чада, чадца Библейская энциклопедия

Дети, чада, чадца. Это слово имеет в Свящ. Писании обширное значение. Первоначально оно означает естественное родство и в этом смысле прилагается не только к ближайшим потомкам человека, но и к отдаленному его потомству. Не только целые племена, но и народы обозначались как сыны и дети своего родоначальника, как, напр., сыны Израиля, Эдома и пр. Второе значение сего слова исключительно духовное: верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения (От Иоанна 1:12,13). В древние времена делался большой пир в то время, когда дети отнимались от груди. Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, сын его, был отнят от груди (Бытие 21:8). По иудейскому законоположению родители были облечены значительной властью над своими детьми, так что даже могли продавать своих дочерей в рабыни, хотя, впрочем, с некоторыми ограничениями (Исход 21:7,8). Из IV кн. Царств (IV, 1) и ев. Матфея (XVIII, 25) явствует, что каждый заимодавец мог взять детей должника в рабы к себе в уплату долга. Родительская власть не только была гарантирована и освящена положительным предписанием закона (Исход 20:12), но он даже налагал смертную казнь на тех детей, которые осмелились бы ударить своего отца или мать или злословить их (Исход 22:15,17). Обязанность ревностно воспитывать детей в законе Божием сильно и неоднократно предписывается Богом народу израильскому (Исход 12:8–16,26,27, Второзаконие 4:6,10,11,19,20-23), и от времени до времени давались особенные обетования благословения на подобное религиозное воспитание (Притчи 22:6,14, Екклесиаст 11:1-6). Случайные указания на ранние годы св. ап. Павла и Тимофея (Деяния 22:2,3 Тим. III, 15) служат замечательным и прекрасным доказательством той ревности, с какой благочестивые иудеи занимались религиозным воспитанием своих детей и обучением их в слове и законе Божием. На какой степени стояло у иудеев светское воспитание, мы не имеем точных и положительных сведений, впрочем, судя по успехам, которые, как известно, оказывали евреи в музыке, поэзии, живописи и, быть может, в естествознании, можно думать, что ими не были пренебрегаемы и другие отрасли знания и образования; очень может быть, что должность нынешних школьных учителей весьма нередко брали на себя тогда левиты.

Относительно постановлений раздела родительской собственности между детьми см. Наследство.