Дамаск Библейская энциклопедия

Дамаск (с сербск. – место хлопот, деятельности) (Бытие 15:2) – столица древней Сирии, в течение трех столетий резиденция сирийских царей и один из древнейших городов, существующих в настоящее время. Теперь Дамаск называется иногда: Эль-Шам. Он расположен на р. Бараде (библ. Авана), почти в 200 англ. милях к ю. от Антиохии и в 120 к с.-з. от Иерусалима. Окрестности города, имеющего до 150 000 жителей, обильно орошаются водой и весьма плодородны (см. Авана, Фарфар). Город имеет около двух английских миль в длину и окружен стенами. Улицы узки, но хорошо вымощены, и одна из них, тянущаяся посреди города и городских предместий, доселе еще называется Прямой. Город считается одним из богатейших по промышленности. Дамасские клинки, бритвы, шелк, кожа, сушеные плоды составляют главные статьи вывоза (Деяния 9:11). Городские окрестности так живописны по обстановке и так богаты всякой растительностью (каштаны, померанцы, мирты, абрикосы, груши, лимоны, яблоки, оливковые и др.), что Дамаск как у древних, так и у новейших жителей Востока считался и считается одним из райских мест земли. Говорят, что один из римских императоров по причине величественности и живописности расположения Дамаска назвал его оком Востока и что Магомет, увидев в первый раз с отдаленной возвышенности этот город, так был восхищен его живописностью, что не хотел войти в него, говоря, что для человека существует одно небо надземное и что он не желает иметь другое небо на земле. По свидетельству Иосифа, Дамаск основан Узом, сыном Арама, внуком Сима. Первое упоминание о Дамаске в Свящ. Писании мы читаем в кн. Бытия (XIV, 15), где говорится, что Авраам, победивши царей, взявших в плен Лота, преследовал их до г. Хова, лежавшего с левой стороны Дамаска. Здесь также родился и жил Елиезер, распорядитель в доме Авраамовом (Бытие 15:2). При Дамаске Давид поразил 22000 сирийцев, пришедших на помощь Адраазару, после чего сирияне сделались данниками Израиля и Давид поставил охранные войска в Сирии Дамасковой (2-я Царств 8:6), или вообще в Сирии, столицей которой был Дамаск. За сим мы читаем в Свящ. Писании много занимательных страниц относительно последующей судьбы Дамаска, а равно как и пророчеств касательно блестящей некогда столицы Сирии (3-я Царств 11:4,15,18,24 Цар. XIV, 25, 28, XVI, 9, Исаия 9:11, Деяния 9:2 Кор. XI, 32 и др. Исаия 17:1, ), этого славного города, согласно с пророчествами, опустевшего уже во времена Иеремии (XLIX, 24). Как не уцелел город славы, город радости моей? (ст. 25). Около 40 г. по Р. X. ц. аравийский Арефа завоевал Дамаск (). В это время в нем находилось много христиан, и этот город сделался для нас особенно замечательным по чудесному обращению здесь Савла, или Павла, ко Христу (Деяния 9:2, 22, 22, 4–16). Здесь доселе указываются дома Иуды и Анании, а также место, откуда ап. Павел, избегая преследования иудеев, спустился с городской стены в корзинке (Деяния 9:2,25 Кор. XI, 33), дом Неемана сириянина – в настоящее время госпиталь для прокаженных, и гробница Геезия, слуги Елисеева. С 1516 г. по Р. Х Дамаск попал под турецкое владычество и составляет главный город одного из пашалыков турецких, именно пашалыка дамасского. В настоящее время Дамаск имеет богатые мыльные и шелково-шерстяные фабрики; через него проходят караваны в Мекку. Большая улица, по кн. Деян. апостольских, прямая, длиною в 2 мили, с в. к з. представляет два ряда лавок, в которых богатства Индии соперничают с богатствами Европы. В окрестностях города по берегам Барады и других источников тянутся сады и виллы, утопающие в красивой, приятной на вид зелени. Искусство смешивать железо или сталь с другими металлами прежде так славилось, что отсюда получили свое название известные дамасские бритвы, кинжалы, мечи и пр.