Давид Библейская энциклопедия

Давид (возлюбленный) (1-я Царств 16:13) – был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 г. до Р. X. в г. Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо него царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол израильский. Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником оказался младший сын – это был Давид, который среди братьев его и был помазан Самуилом на царство. Ему тогда было только еще 19 лет, и он пас стада овец на полях отца своего. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротой бега и крепостью мускулов (). Его рассказ Саулу о том, как он убивал льва или медведя, нападавших иногда на овец (), пастушеский посох в руке и сумка на шее, с которыми не расставался он при исполнении своих пастушеских занятий (ст. 40), и особенно многочисленные указания на пастушескую жизнь, которые мы находим в кн. Псалмов (XXII, 16, LXXVII, 70, 72), – все это прямо говорит в пользу того обстоятельства, что Давид большую часть своей юношеской жизни провел среди величественной природы Палестины, при обстоятельствах, наиболее способствующих развитию благочестивых размышлений и благоговейному созерцанию творений Божиих, где он всюду видел неизгладимые следы Его премудрости, всемогущества и благости. Давид не вдруг вступил на престол, но сначала сделался оруженосцем Саула (1-я Царств 16:21). Затем он удалился в Вифлеем, но вскоре снова возвратился для единоборства с филистимлянином-исполином, Голиафом, которого и убил (1-я Царств 17:1-58), поразив в лоб камнем из пращи, и затем отсек ему его же мечом голову. Эта победа очень прославила Давида. Когда он возвращался с Саулом с поля единоборства, то выходившие им навстречу женщины, с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами, восклицали: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч (1-я Царств 18:7). Она же доставила ему высокое положение при дворе и войске Саула. В сих счастливых обстоятельствах Давид вступил в самые близкие и искренние отношения к Ионафану, сыну Саула. И полюбил его Ионафан, как свою душу, замечает священный историк (1-я Царств 18:1). Вскоре после того Саул стал завидовать славе вифлеемского юноши, он боялся, как бы Давид не отнял его собственную славу, и потому искал случая погубить его; и хотя Давид, после новых счастливых побед над филистимлянами, сделался зятем Саула, женившись на его дочери Мелхоле, но и это не доставило ему безопасности (1-я Царств 18:10-29). После неоднократных воинских подвигов и успехов, в которых проявлялись храбрость и мудрость Давида, и нескольких случаев почти чудесного избавления от злобы и ненависти искавшего погубить его царя, подробно описанных свящ. историком и воспетых самим Давидом в его псалмах, он наконец получил помощь от колен Иудина и Вениаминова, по крайней мере, достаточную на первое время для того, чтобы иметь защиту и помощь ему в изгнании и странничестве (1-я Паралипоменон 12:1-40). Это еще более раздражило Саула, так как он видел в этом начало явного возмущения и потому стал преследовать Давида с большей силой и ненавистью. Два или три раза, во время преследования Саулом Давида в пустыне, Саул всецело находился в руках Давида, но он щадил жизнь его как помазанника Господня (). Кто, подняв руку на помазанника Господа, останется ненаказанным, сказал он Авессе при последнем случае (XXVI, 9) и запретил убивать Саула. Во время последней несчастной войны Саула с филистимлянами Ионафан и два брата его были убиты в сражении на горе Гелвуе (1-я Царств 31:2 Цар. I), а сам Саул, ввиду поражения своего войска, израненный, пал на свой меч и кончил жизнь самоубийством. Тогда Давид, по Божественному указанию, удалился в Хеврон, и пришли мужи Иудины, говорит свящ. повествователь, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным (2-я Царств 2:4). Он царствовал над коленом Иудиным 7,5 лет, но в конце этого времени, когда окончилась продолжительная распря между домом Давидовым и домом Сауловым, он был торжественно помазан царем над всеми коленами Израилевыми (2-я Царств 5:1-5), к чему, как мы видели выше, он был предназначен Богом чрез пр. Самуила еще задолго до сего торжественного дня. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, вообще же царствование его продолжалось с лишком 40 лет (ст. 4). В начале своего царствования Давид овладел Иерусалимом, взял крепость Сион у иевусеев, владевших Сионом, и сделал означенный город своей столицей, который и получил название: Город Давидов (2-я Царств 5:6-11). При его мудром и кротком правлении город быстро и значительно расширился. В нем всюду появились величественные здания, воздвигнуты сильные укрепления, и Ковчег Завета, остававшийся доселе без определенного местопребывания, с особым религиозным торжеством и весельем был перенесен в новый город, в новую Скинию. С сего времени Иерусалим сделался царской столицей, местопребыванием царского семейства и, что всего важнее, градом Божиим, городом Великого Царя (Псалтирь 48:2, От Матфея 5:35). В него стекались сотнями тысяч израильтяне, со всех концов страны, для отправления своих ежегодных праздников, и народонаселение города, его богатство и слава быстро распространялись. Теперь Давид возымел желание соорудить величественный храм для поклонения Господу, вместо Скинии, устроенной лишь на времга и переносившейся с места на место. Но Бог возвестил ему чрез пророка Нафана, что этот храм построится в мирное царствование сына его Соломона (2-я Царств 7:1-29). После различных, всегда победоносных войн для Давида с народами, обитавшими на границах царства Израильского, возникла война с аммонитянами (см. Аммонитяне), во время которой Давид впал в одно из самых тяжких преступлений, которое состояло в том, что он вступил после насильственной смерти Урия в незаконное сожительство с его женой Вирсавией, что навлекло на него гнев Божий и различные бедствия на семейство царя в последние годы его царствования (2-я Царств 12:9). Его домашнее спокойствие было нарушено кровосмешением сына его, Амнона, с единокровной дочерью его Фамарью (2-я Царств 13:1-39). Затем последовало возмущение Авессалома, побудившее царя бежать из столицы и скрываться, чтобы спасти свою жизнь от руки мятежного сына (XIV, XV). Хотя смерть Авессалома и положила конец междоусобице, но всетаки оставила глубокую и кровавую рану в сердце огорченного отца (2-я Царств 18:1-33). Бунт Савея (2-я Царств 20:1-26), трехлетний голод (2-я Царств 21:1-14) и убийство Амессая Иоавом скоро следовали одно за другим как неизбежные спутники грехопадения, хотя он в нем и глубоко раскаялся, выразив свое сокрушение о грехе в 50-м псалме, составляющем доселе искреннейший и глубоко трогательный памятник чувств истинного покаяния. В заключение всего последовало грозное наказание Божие – моровая язва, постигшая Давида и его царство, за тщеславие, обнаруженное им в исчислении народа израильского, которое, несомненно, было греховно в очах Божиих. Давиду теперь исполнилось уже 70 лет от роду. Почти пред самой его смертью сын его Адония сделал дерзкое покушение незаконно вступить на престол отца своего, но, к счастью, он не успел в своем преступном намерении. Чтоб оградить на будущее время свой престол от всяких незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец своему сыну Соломону, вручил ему план и чертежи храма, равно как и сокровища, собранные им для сооружения храма; затем он созвал со всех пределов своего царства многочисленное собрание и обязал всех, равно как и сына своего Соломона, соблюдать повеления Господни и мирно скончался и был погребен в городе Давидовом. По возвращении иудеев из Вавилонского пленения гробницы Давидовы указывались между водоемом Салах и домом храбрых (Неемия 3:16). Его гробница, сделавшаяся усыпальницей последующих царей Иуды, упоминается и в позднейшее время. Гроб его (Давида) у нас до сего дня (Деяния 2:29), говорит св. ап. Петр в день чудесного излияния Св. Духа на апостолов. При императоре Траяне гробница находилась в развалинах, а во времена Иеронима она служила особенно важным пунктом странничества и паломничества благочестивых верующих христиан. Внизу coenaculum на Сионе указывают ныне здание, бывшее, по преданию, гробницей Давида. Имя Давид у пророков иногда относится к Мессии (Иезекииль 34:23,24, Осия 3:5). В тех местах, где Свящ. Писание упоминает о Давиде как о муже по сердцу Божию (1-я Царств 13:14, Деяния 13:22), очевидно, указывается вообще на его возвышенный характер и благочестивую деятельность. Всегда преданный Богу и покровительствуемый Богом, Давид привел вверенное ему царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил его пределы, от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря, оградил его безопасность от внешних врагов, возвысил внутреннее его благоустройство и пр. Псалмы (Псалтирь – книга хвалений, 150 псалмов), написанные Давидом, ставят его наряду с величайшими свящ. писателями и пророками. Справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, почти беспримерны. Они, так сказать, воплощают в себе всемирный язык для выражения различных религиозных сердечных движений души верующей. Эти священные песнопения, раздававшиеся некогда в пустынях Энгадди и одушевлявшие евреев среди долин и гор Иудеи, повторялись после того в течение целых веков и повторяются доселе почти во всех частях света – и на отдаленнейших островах Океана, и в лесах Америки, и в пустынях Африки. Глубоким благочестивым чувством и сердечной теплотой, сокрытыми в них, сколько человеческих сердец смягчили, очистили, утешили, возвысили к небу эти священные песнопения! Сколько людей привели они к Богу чрез размышление о Божественной премудрости, святости и любви Божией, так часто проповедуемых и возвещаемых в этой поистине книге хвалений! Кроме того, Псалтирь можно назвать еще и книгой пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя: так, напр., предвечное Его бытие, Его воплощение, вочеловечение, Его страдания и искупительная смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, распространение Его учения до концов Вселенной, вечное царство и др. В заключение скажем, что память о Давиде никогда не умирала в потомстве, и само Божественное Откровение многократно указывает на него, как на избранного помазанника Божия, от семени которого имел родиться и родился по плоти Спаситель мира Христос Господь (3-я Царств 9:4,5 Цар. XIV, 3, , Иеремия 23:5, Иезекииль 34:23,24, Осия 3:5, От Матфея 1:1, От Луки 1:27, От Иоанна 5:42, Деяния 2:25-29 и пр.). Память царепророка Давида празднуется Церковью 26 декабря.