Человек Библейская энциклопедия

Человек (Бытие 1:26,27 Бытие 2:7,18,21,22,23, , Сир. 17, 1–12, Деяния 17:25-28 и мн. др.). Свящ. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами. 1). Она создана но образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Бытие 1:2,7,27, Прем. 2, 23, Иакова 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Екклесиаст 7:28, Прем. 2, 23). 2). Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному. 3). Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир. 17, 5, 6, Прем. 7, 17–21, К Римлянам 1:19,20). Душа имеет совесть, которая внушает нам, что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (К Римлянам 2:1,15 Кор. IV, 4, II Кор. I, 12, Евр. ХIII, 18, Деян. ХХIII, 1). Она имеет чувство или сердце – способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний, в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага – Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (От Иоанна 16:20-22, От Луки 6:45). Она имеет желательную способность, волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир. 15, 14–17, Бытие 2:2,3,6,16,17, От Матфея 19:17, ХХIII, 37, Второзаконие 30:19, Иисус Навин 24:15,16,24, Исаия 1:19,20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию, она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Левит 19:1,2 Пет. I, 15, От Матфея 5:48, К Ефесянам 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир. 17, 7, 8, От Матфея 5:1,16 Пет. IV, 11) и, наконец, в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (От Иоанна 17:21-26, Мф. ХIII, 43).

С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения (Бытие 9:6, К Римлянам 7:18); остался ум и закон его – стремление к истине и желание добра (Рим.. I, 20, II, 14, 15), и осталась совесть, одобряющая закон (К Римлянам 7:16) и осуждающая за преступление его (К Римлянам 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что, оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные, таким образом, благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез. ХХХIII, 11, I От Иоанна 2:2, К Римлянам 5:17-19, К Ефесянам 1:1,2,4,5,6,7 Тим. II, 4–5 и др.).