Царь Библейская энциклопедия

Царь – титул, прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Иисус Навин 12:9,24), правителям народа или народов (Исаия 8:21), к идолам от идолопоклонников (Софония 1:5), к Иегове (Псалтирь 5:2) и к Мессии (Псалтирь 2:6). Царь ассирийский называется великим царем (Ис. ХХХVI, 4), царю вавилонскому приписывается титул царя царей (Иезекииль 26:7). Им же украшают себя и цари парфийский, могульский и персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились затем, чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Навин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимой Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политической важной изменой. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена между избранным народом существовала монархическая форма правления. Монархия была не ограниченная подобно европейским, не автократическая, как, напр., на Востоке, восточный деспотизм. В цари для евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как, напр., Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1-я Царств 11:2,14,15 Цар. II:4, V:1–3, III Цар. I, 32–34, IV Цар. XI, 12, II Пар. ХХIII, 1–21). Посему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1-я Царств 24:7,11, ХХVI, 9, 10, 16, 23, II Цар. I, 14, ХХIII, 1, Псалтирь 2:2, Авв. Ш, 13); возлагался на главу его венец, и вручалась ему держава (2-я Царств 1:4,10 Цар. XI, 12, Пс. ХLIV, 7, Иезекииль 21:2 6). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез. ХХVIII, 1219. От Луки 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (II Цар. ХII, 30, I Пар. XX, 2, Псалтирь 20:4), скипетр, или жезл (Быт. ХLI, 10, Чис. ХХVII, 17, Михей 7:14, Захария 10:11) и престол, или трон (Быт. ХLI, 40, Пс. CIХ, 1, Исаия 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3-я Царств 10:2,18,19,20 Пар. IX, 17–19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1-я Царств 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (1-я Паралипоменон 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (1-я Царств 8:15,17), от добычи побежденных врагов (II Парал. XXVII, 5), от добровольных приношений (1-я Царств 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (3-я Царств 2:5,9), мог налагать подати (IV Цар. XV, 20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1-я Паралипоменон 27:32), военачальники (2-я Царств 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3-я Царств 12:21-24, Исаия 37:22-26). Но среди царствования иудейских и израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны, Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии: Скажите дщери Сионской: се Царь твой грядет к тебе кроткий... было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всей величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (От Матфея 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исход 3:14 и От Иоанна 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славой вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Он был облечен, по слову Тайновидца, в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (Откровение 19:13,16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1-е Коринфянам 15:25).

Город великого царя (Пс. ХIIIП, 3, От Матфея 5:35) – название, прилагаемое к Иерусалиму. См. Иерусалим.