Бог Библейская энциклопедия

Бог – Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Бытие 1:1, От Иоанна 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие:

а) Иегова (Я есмь Сущий) (Исход 3:14). Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откровение 1:8). См. Иегова;

б) Евр. Елоаги множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исход 12:12, Исход 32:1,2,4 Пар. XIII, 9), и о царях земных (Псалтирь 8:1); но преимущественно употребляются об Едином истинном Боге (Бытие 1:1,5,6,9,22 и др.);

в) Всемогущий (Бытие 17:1,3, Исход 6:3);

г) Господь (евр. Адонаи) (Книга Судей 13:8);

д) Всевышний (Бытие 14:18, Псалтирь 7:18).

В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, както: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так, напр., руки означают всемогущество, очи и уши – всеведение, ноги – вездесущие и т. д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная (От Матфея 28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свой ствами, так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить, Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас – жить для Бога, подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности, значит вовсе отвергать Бытие Божие.

Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как, напр., ангелов (Псалтирь 96:7), начальств (Исход 22:28) и т. п.