Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
2-е Тимофею
1 2 3 4

I. Приветствие (1:1-2)

2-Тим. 1:1-2. В характерной для него манере Павел начинает это письмо, называя себя апостолом Иисуса Христа, хотя в напоминании об этом Тимофей едва ли нуждался. И это свидетельствует: Павел воспринимал это письмо как написанное в первую очередь Тимофею, но в конечном счете – гораздо более обширной аудитории. В первом своем письме молодому пастору Павел указывал, что обязан своим апостольством «повелению Бога» (1-Тим. 1:1). Здесь же он называет себя апостолом волею Божией. В сущности это – синонимы.

Слова по обетованию жизни во Христе Иисусе звучат намеренно неясно. Относятся ли они к «обетованию жизни» лично Павлу или означают, что это обетование он должен был возвестить другим? Было ли упомянутое обетование причиной апостольства Павла, или апостольство было дано ему в соответствии с обетованием? На основании греческое слово «ката», переведенного как «по», возможны обе трактовки. Обетование жизни во Христе, т. е. Благовестие, было и причиной Павлова служения и тем, что определяло его характер (сравните Тит. 1:2-3).

Словами «Тимофею, возлюбленному сыну» снова (сравните с «истинным сыном» в 1-Тим. 1:2) подчеркивается, что к этому своему «подшефному», если не обращенному им, Павел относился по-отечески. Заключительная часть приветствия полностью совпадает с таковым в 1-Тимофею (сравните 1-Тим. 1:2).

II. Призыв к верности (1:3-18)

А. Принесение благодарности за Тимофея (1:3-7)

2-Тим. 1:3. В 1-Тимофею Павел благодарил за собственные силу и служение, данные ему (1-Тим. 1:12); здесь он начинает с принесения благодарности за Тимофея, за его спасение и служение. Кратко помянув о самом себе в прошлом, он сразу же обращается к «прошлому» Тимофея (1:3). Свою веру во Христа апостол видит не как отступление от веры своих еврейских прародителей, но как продолжение ее. (В англ. переводе вторая часть стиха звучит как «с чистой совестью, непрестанно вспоминая о тебе».) Непрестанно вспоминая Тимофея в молитвах своих днем и ночью, Павел вновь и вновь преисполнялся благодарности Богу за него. У апостола, прикованного цепью в его римской темнице, только эта возможность и оставалась – возносить молитвы. И Тимофей, возможно, ближайший сотрудник Павла, трудившийся в церкви, которую тот знал, вероятно, лучше других церквей, несомненно, был наиболее постоянным объектом его молений.

2-Тим. 1:4. Павел вспоминал о слезах Тимофея при их последнем расставании, возможно, при вторичном аресте апостола в Риме. В этом письме он попросит Тимофея приехать к нему в Рим (4:9, 21). Павлу не хватало общения с Тимофеем, которое приносило ему радость. Даже и великий апостол страдал порой от одиночества и нуждался в поддержке своих братьев – христиан.

2-Тим. 1:5. Столь многие, видимо, сделались противниками Павла или оставили его (1:15; 2:17; 3:1-9,13; 4:3-4,10-21), что нелицемерная вера Тимофея (1-Тим. 1:5) служила ему великим утешением. Источники этой веры апостол видел в бабке его Лоиде и матери его Евнике, христианках (Деян. 16:1). Отец Тимофея был греком и, скорее всего, язычником; поэтому о нем и не упоминается здесь.

На основании этого стиха можно думать, что благодаря бабушке и матери Тимофей и обратился ко Христу (сравните 2-Тим. 3:15). А то, что Павел называл Тимофея своим сыном (по вере) – 1:2; 2:1; 1-Тим. 1:2 – следует, вероятно, понимать в том смысле, что апостол был духовным учителем этого молодого человека и «протежировал» (оказывал протекцию) ему.

2-Тим. 1:6. Именно по причине убеждения Павла, что в Тимофее «обитает» искренняя вера (стих 5), в чем он далеко не всегда был уверен относительно других (к примеру, 1-Фес. 3:5), напоминал он молодому служителю Христову о необходимости возгревать в себе способность к служению, данную ему Богом.

Дарами Божиими следует пользоваться, развивая их в себе до высшего предела. В случае Тимофея Павел писал, что его дар (харисма) был дан ему по пророчеству, чрез его, Павлове, рукоположение. Мысль эта выражена апостолом весьма неточно, и, возможно, в ней не следует искать ничего иного, как простую, в общем смысле, связь между назначением Тимофея на епископство (о чем было предсказано и что сопровождалось возложением на юношу рук самим Павлом и старейшинами) и осознанием Тимофеем его способности к служению. Не следует искать тут намеков на то, как именно даются духовные дары, и тем менее на то, что самый ритуал рукоположения есть средство низведения благодати.

2-Тим. 1:7. Не вполне ясно, по каким причинам нуждался Тимофей в напоминании о его рукоположении и о необходимости с большим «повернем» относиться к собственным дарам, которые он развивал в себе с тех пор. В 1-Тимофею о его рукоположении говорится в связи с «проблемой» его молодости (1-Тим. 4:12). Может быть, Тимофей оробел перед лицом противления как Павлу, так и самому благовестию; может быть, ему даже угрожали, стыдили его (2-Тим. 1:8) за то, что защищал человека, заключенного властями в тюрьму (2:9), за то, что оба проповедуют «глупости» об отвергнутом и распятом Иисусе (сравните 1-Кор. 1:18; 2:5). Однако робость (боязнь – деилиас; в Новом Завете употреблено только здесь) несовместима со службой Богу. Ибо дал нам Бог духа… силы, любви и целомудрия. Именно эти добродетели, даваемые Духом Святым, должны были быть присущи Тимофею.

Б. Призыв к мужеству (1:8-12)

2-Тим. 1:8. А значит, ему не следовало смущаться, свидетельствуя о Христе, не следовало стыдиться Павла, который был узником за дело Его (сравните Еф. 3:1; Фил. 1:12-14; Фил им. 1, 9). Напоминая Тимофею о собственных обстоятельствах, которые были куда тяжелее его, Павел призывал своего ученика пострадать за благовестие (следуя его, Павлову, примеру; сравните 2:3), ибо только тогда проявится в нем сила Бога (сравните 2-Кор. 12:9-10).

2-Тим. 1:9-10. Упомянув о благовестии, Павел называет одну из наиболее важных сторон его: Бог спас нас и призвал званием святым (т. е. как своих святых). Это – совершившийся факт. А потому Тимофей вполне мог положиться на силу Божию в своем повседневном служении. Павел повторяет для тех, кто станет читать его послание, что спасение это и призвание совершились не по делам нашим, но по Его изволению (сравните Рим. 8:28; 9:11; Еф. 1:11) я благодати. И в этом самая суть Благовестия (сравните Еф. 2:8-10).

Прежде вековых времен (по-англ. – «до начала времен») христианам была дарована эта не заслуженная ими милость, но в известность об этом они были поставлены лишь с явлением (эпифанейас, 2-Фес. 2:8; 1-Тим. 6:14; 2-Тим. 4:1,8; Тит. 2:13) Спасателя нашего Иисуса Христа. Здесь и в Тит. 1:4; 2:13 и 3:6 Спасителем назван Христос; в 1-Тим. 1:1; 2:3; 4:10; Тит. 2:10и 3:4 Бог назван Спасителем (сравните 2-Пет. 1:1 с 3:8).

То и другое, хоть и в разных аспектах, – верно. Христос, Сын, воплотившись, осуществил цель и план Бога Отца, в результате чего смерть, порождение греха (сравните Быт. 2:17; Рим. 5:12; 6:23), была разрушена (сравните 1-Кор. 15:26), а откровение о жизни и бессмертии (нетлении) было явлено и Благовестии.

2-Тим. 1:11-12. Неудивительно, что Павел назвал это Благовестие «славным» (1-Тим. 1:11). Ведь оно – самая важная весть, когда-либо донесенная до людей. Павел был поставлен служить проповедником и Апостолом Благовестия, учить ему язычников (сравните 1-Тим. 2:7). Три эти роли лишь отражали три разных аспекта того «домостроительства» Церкви, которое было доверено ему (1-Тим. 1:11) и которое послужило причиной его тяжких страдания, включая и последнее его тюремное заключение. В глазах мира апостол был обычным преступником («злодеем», 2-Тим. 2:9).

И все-таки он мог сказать: я… не стыжусь. Ибо он знал, что Бог, в Которого он уверовал, в конце-концов вознаградит его сполна за все его унижения и боль; в этом смысле и надо понимать фразу Он силен сохранить залог мой на оный день (сравните 1:18; 4:8). Собственным примером Павел пользовался для того, чтобы поднять дух в приунывшем, возможно, Тимофее.

В. Призыв держаться истины и хранить ее (1:13-14)

2-Тим. 1:13. От образца своей жизни Павел переходит – как к образцу же – к своему учению. То, что он слышал от апостола, Тимофею следовало принять за образец здравого учения (сравните 1-Тим. 1:10) и в качестве такового держаться его – с верою я любовью во Христе Иисусе. Приверженности истине не могут не сопутствовать две эти добродетели, происхождение которых в человеке – в конечном счете, от пребывания его во Христе (сравните 1-Тим. 1:14).

2-Тим. 1:14. Под добрым залогом тут понимается все то же «здравое учение», которое было доверено Богом Павлу и которое теперь он «передоверял» Тимофею – с тем, чтобы тот, в свою очередь, передал его другим верным христианам, а те – другим (2:2). Тимофею следовало хранить его (филаксон – сравните 1-Тим. 5:21; 6:20).

Духом Святым, живущим в вис, т. е. с помощью Святого Духа, «возгревая» в себе со своей стороны Его благодатные дарования. Апостол, таким образом, возлагал на своего ученика ответственность за сохранение «здравого учения» от искажений, разбавления, сокращений и дописок. Еретические учения не были в глазах Павла лишь потенциальной угрозой – они постоянно грозили опасностью, которой постоянно же следовало остерегаться.

Г. О неверных и верных (1:15-18)

2-Тим. 1:15. Фигелл и Ермоген упоминаются только здесь, и больше о них ничего не известно. Можно предположить, что из всех асийских Павел менее всего ожидал, что и эти двое покинут его (напомним, что Ефес был главным городом провинции Асия). Возможно, Фигелл и Ермоген были из числа церковных руководителей, и Тимофей хорошо знал о них; так или иначе, именно их неверность подчеркивает апостол. Из стихов 16-18 следует, что группа асийских христиан, на чью поддержку и помощь Павел рассчитывал в трудных для него обстоятельствах (возможно, как на свидетелей в его пользу перед судом), не оказала ему этой поддержки.

2-Тим. 1:16-18. Печальному их примеру Павел противопоставляет пример Онисифора, поддерживавшего его не только в Ефесе, но и в Риме, причем в Риме ему стоило немалых трудов разыскать Павла, чтобы остаться рядом с ним и помогать ему, не стыдясь уз его. Апостол заслуженно хвалил Онисифора; дважды в этих стихах призывает он милость (1:16,18) Божию как на верного этого служителя, так и на дом его.

Подчеркнуто противопоставлены тут верность и неверность, сила и слабость, благонадежность и неблагонадежность. Многие в Асии (стих 18) явили на своем примере то, против чего предостерегал своего ученика Павел: трусость, эгоизм, неверность. Онисифор, с другой стороны, продемонстрировал такие свойства характера, развивать которые в себе призывал апостол Тимофея: мужество, любовь, способность контролировать свое поведение, преданность.

2-е Тимофею
1 2 3 4