Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
К Филиппийцам
1 2 3 4

I. Поощрение к христианскому образу жизни (1:1-30)

А. Павел благодарит святых в Филиппах (1:1-8)

Апостол Павел часто начинал свои послания словами привета, хвалы и благодарения. Послание к Филиппийцам не является в этом отношении исключением. Сердечный тон, характерный для письма в целом, чувствуется с самого начала его.

1. ВСТУПЛЕНИЕ (1:1-2)

Фил. 1:1. Павел – это языческое имя автора послания, еврейское его имя – Савл. Будучи апостолом язычников (Гал. 2:7-8), он пользовался своим языческим именем. Здесь, вместо того, чтобы напомнить о своем апостольстве, как он часто делал это, начиная очередное послание, Павел называет себя «рабом Иисуса Христа». Тимофей относился к святым в Филиппах с особым участием (Фил. 2:20); кроме того, он имел доступ к Павлу в дни его заключения (2:19,23). Он не был соавтором этого послания, судя по тому, что Павел говорит о нем в третьем лице (2:19-24).

Но оба этих Божиих человека, заключенных римлянами в темницу, были рабами Иисуса Христа. Называя филиппийцев «святыми», Павел не имел в виду, что его читатели были безгрешны. Соответствующее греческое слово гагиои – означает «отделенные». Верующие в Филиппах были отделены для Господа. Да, они жили в городе под названием Филиппы, но в плане их взаимоотношении с Богом они пребывали во Христе Иисусе.

Апостол особо оговаривается относительно епископов и диаконов, включаемых им в число всех святых. На епископах, которых называли также «пресвитерами» (Тит. 1:5,7), лежала ответственность управления церковью; они «пасли стадо Божие» (сравните Деян. 20:17,28). На «диаконов» же возлагалось особое служение в собраниях, связанное, в частности, с заботами о материальных нуждах верующих (Деян. 6).

Фил. 1:2. В своем приветствии филиппийцам Павел употребляет два слова, дающих представление о милости Божией, которой наделяются христиане: благодать и мир. Важен порядок, в котором поставлены эти слова. Прежде чем обрести истинный мир человек должен лично откликнуться на Божию благодать, излитую на него, т. е. на незаслуженную им Божию милость, которая высшего своего выражения достигла на Голгофе. Как благодать, так и мир исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

2. БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ИХ ПОСТОЯННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ (1:3-6)

Фил. 1:3. Должно быть, филиппийцы искренне обрадовались, когда прочитали, что апостол часто благодарил Бога за них. Тем более, что это письмо, содержавшее похвалы в их адрес, они получили от человека, находившегося в римской тюрьме, более чем в 1000 км. от них. С тех пор, как Павел впервые проповедовал в их городе, прошло около десяти лет. Но время не угасило его любви к ним, его горячего к ним интереса. Всякий раз, вспоминая о них, Павел возносил за них благодарность Богу.

Фил. 1:4-6. Павел никого из верующих не исключал из своих молитв. И то, что им сообщал об этом узник, должно было произвести на них особое впечатление. Ведь он с радостью ходатайствовал перед Богом за них. Трудные его обстоятельства не только не ожесточили Павла, но сделали его сердце еще лучше и мягче.

В деле Христовом филиппийские святые и Павел были сотрудниками. Это было так хотя бы потому, что они приняли участие в нуждах апостола. Отрывая от себя с тем, чтобы дать ему, они тем самым соучаствовали в работе, которую он совершал для Христа. Но они не только помогали Павлу в его узах, а были и соучастниками его в благовествовании, начиная от первого дня, как уверовали они в Иисуса Христа. И это-то исполняло сердце апостола огромной радостью.

Также и уверенности в филиппийцах был исполнен Павел, думавший и молившийся о них. Форма прошедшего времени, в которой стоит греческое слово, переведенное как будучи уверен, указывает на то, что к убежденности относительно филиппийцев Павел пришел давно, и с тех пор она не покидала его. В чем же он был так уверен? А в том, что Бог будет и далее совершать в них доброе дело, которое начал. Иначе – спасение их. Под «добрым делом» апостол мог понимать и продолжавшееся духовное общение филиппийцев с ним, Павлом, их щедрую помощь ему.

Павел не сомневался в том, что Бог продолжит Свою работу в них даже до дня Иисуса Христа. В 2:16 апостол называет его «День Христов». И хотя Павел не знал, когда этот день наступит, т. е. когда верующие будут «восхищены» на встречу с Христом в воздухе, он не сомневался в том, что Бог не прекратит до того времени начатой Им работы в детях Его.

3. БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ФИЛИППИЙЦЕВ, РАЗДЕЛЯВШИХ С АПОСТОЛОМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ (1:7)

Фил. 1:7. В первой части этого стиха как бы обосновывается особое отношение Павла к филиппийцам, которое он выразил в стихах 3-6.

Фраза, переданная как потом; что я имею вас в сердце, по-гречески может быть прочитана и как «поскольку вы имеете меня в сердцах ваших». Верно, конечно, было и то и другое. Но поскольку в этом стихе Павел делает особую оговорку о себе, предпочтительнее, видимо, принять тот вариант, который имеем на русском языке. О чувствах Павла к филиппийцам можно также судить по 1:8 и 4:16.

Независимо от того, находился ли Павел в узах (сравните употребление этого выражения в 1:13-14,17), или на свободе, его друзья в Филиппах поддерживали его в том, что Бог делал через него. То есть в первую очередь – в проповеди Евангелия. Собственно, благодаря их соучастию и мог он распространять весть о Божией благодати. И за это он благодарил их.

4. БОГ – СВИДЕТЕЛЬ ПАВЛОВОЙ ЛЮБВИ К НИМ (1:8)

Фил. 1:8. Говоря о своих чувствах к филиппийцам, Павел призывает Бога в свидетели. Апостол, как и его читатели, сознавал, что людям не дано знать сердца друг друга, но что Бог знает их в совершенстве. Любовь Павла к филиппийцам не исчерпывалась простой человеческой привязанностью. Истоки ее были в Самом Господе Иисусе Христе. Эта Христова любовь настолько переполняла апостола, что сделалась как бы его собственною. И в том обстоятельстве, что он говорил об этом филиппийцам, находила объяснение и безмерность его благодарений Богу за них.

Б. Молитва Павла за святых в Филиппах (1:9-11)

1. МОЛИТВА О ЛЮБВИ (1:9-10)

Апостол заверял святых в том, что постоянно молится о них (стих 3). А здесь, в стихе 9, он говорит, о чем именно молится.

Фил. 1:9. Павел молился о том, чтобы любовь филиппийцев более и более возрастала, т. е. как бы переливалась через край чаши или, подобно реке, выходила из берегов. Но эта любовь должна быть чем-то большим, чем только сентиментальное чувство, – она должна быть основана на знании и проницательности (именно так передано в английском тексте Библии греческое слово айстесис; на русский язык переведено как «всякое чувство»). Возрастая в духовном познании (епигносис) Бога и углубляя свою способность «проницать» Его пути, христиане обретают и дар все большей любви, как к Нему, так и к другим людям.

Фил. 1:10. Своею молитвой Павел хотел достичь двух целей. Одна из них – ближайшая: чтобы филиппийцы познавали лучшее, другая же – более отдаленная: чтобы они были чисты и непреткновенны в день Христов. Принцип «проверки», которым им следовало при этом руководствоваться, делается ясным в свете греческого слова докимазо, переведенного как «познавать» (в значении «различать», «проницать»). Обычно это слово употребляли, когда речь шла об опробовании металлов или проверке монет – на соответствие их принятым стандартам.

Слово, переведенное как «чисты», встречается только здесь и в 2-Пет. 3:1. Это – ейликринейс. имеющее в себе два корня: «солнце» и «суд»; оно, таким образом, подразумевает чистоту, суждение о которой выносится в свете солнца. Павел хотел, чтобы его читатели правильно относились к Богу и пребывали в общении с Ним. Однако он был озабочен и тем, чтобы их взаимоотношения с другими людьми были именно такими, какими их хочет видеть Бог. Слово апроскопои, переведенное как «непреткновенны», свидетельствует об этом; мы встречаем его и в 1-Кор. 10:32, где автор говорит: «Не подавайте соблазна» (в значении «ни для кого не будьте камнем преткновения»). Желание Павла в отношении его друзей в Филиппах должно стать желанием всех верующих: быть морально чистыми и никому не подавать повода к «претыканию» и соблазну.

2. МОЛИТВА О ПЛОДАХ ПРАВЕДНОСТИ (1:11)

Фил. 1:11. Павел также молился о том, чтобы верующие в филиппийской церкви были исполнены плодов праведности. Праведность перед Богом – результат облечения в Христову праведность – не может не принести «плода» Небесному Отцу. Проистекающие из нее внутренние свойства человека, частично описанное в Гал. 5:22-23, очевидны для других. Плод Духа «доставляется» через Иисуса Христа, потому что воистину Его жизнь действует в тех верующих, которые его приносят. И прославляется этим плодом не сам человек, а Бог. Другими словами, жизнь, в которой проявляются вышеупомянутые свойства, служит в славу и похвалу Божию.

В. Павел филиппийцам – о себе (1:12-30)

Апостол сталкивался с оппозицией со стороны тех, кто к Церкви не принадлежал, но с неверным представлением о себе встречался и в ее пределах. Это, однако, не могло разубедить его в том, что он призван Богом, как не отвлекало и от исполнения того, что вытекало из Божиего призвания. Несмотря ни на что, имя Христово проповедовалось, и это приносило Павлу великую радость. Вот и «узы» его не только не помешали его делу, но послужили стимулом к более широкой проповеди Евангелия Христова. Друзья Павла в Филиппах, несомненно, сильно тревожились о нем, боялись, что он пал духом и что Божий план рушится. Павел дал им, однако, знать, что ничего подобного не произошло.

1. МУЖЕСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО (1:12-18)

Фил. 1:12-14. Исходя из собственного опыта, Павел хотел донести до верующих в Филиппах важную истину, а именно: что у Бога «аварий» не бывает. По причине содержания Павла под стражей дело Божие не пострадало, но, напротив, продвинулось вперед. Частично это выразилось в том, что о Христе, за Которого страдал Павел, услышала вся претория и прочие (стихи 12-13). Под «Преторией» понимались солдаты из дворцовой стражи, которые стерегли узника Павла.

Хотя апостол жил в доме, который он снимал (Деян. 28:30), дом этот превратился для него в тюрьму, так как приговоренного стерегли в нем солдаты. По существовавшему тогда обычаю узника приковывали цепью, надетой на запястье, к солдату, охранявшему его. Но все вступавшие в Риме в тот или иной контакт с Павлом слышали от него об Иисусе Христе.

Всем было хорошо известно, что под стражу он попал не за нарушение закона, и что узы его были о Христе, т. е. за Христа (Фил. 1:13). Стремясь заглушить истину, власти заключили под стражу того, кто говорил о ней, однако, стремление их потерпело поражение, и «узы» Павла дали обратный результат: они ободрили тех, кто прежде не решался говорить о Христе (стих 14).

Большее число верующих стало теперь смелее, увидев, как споспешествует Бог распространению Своего благовестия через Павла. Благие результаты, достигнутые апостолом в трудных для него обстоятельствах, подвигнули других с большею смелостью, безбоязненно проповедовать Слово Божие. Так что «в узах» Павел сумел сделать то, чего никогда не достиг бы, находясь на свободе.

Фил. 1:15-18. Люди, которые обрели Смелость возвещать Слово Божие, делились, однако, на две группы. Некоторые проповедовал и по зависти и любопрению, в другие с добрым расположением (стих 15). Вторые делали это из любви (стих 17), с мыслью о том, что Павел страдает в узах потому, что защищал благовествование.

Те же, которые проповедовали Христа из зависти (т. е. завидуя Павлу как проповеднику) и любопрения (движимые духом соперничества; стих 15), подчинялись нечистым побуждениям (стих 16); их истинной целью было досадить апостолу, увеличив, таким образом, тяжесть его уз. Они не были иудаистами, как полагают некоторые, ибо проповедовали Христа Спасителя, хотя и не от сердца. Иудаисты же видели средство спасения не только в Нем, но и в исполнении Моисеева закона. Безоговорочно отвергая таковых, Павел называл их проповедниками «иного благовествования» (Гал. 1:6).

Но поскольку в Послании к Филиппийцам он никого не обвиняет в распространении «иного благовествования», то, по-видимому, под «нечистыми» проповедниками подразумевает каких-то верующих, которые по неизвестным причинам не любили Павла и его служение; хотя доктрины, которые они проповедовали, соответствовали истине, их побуждали к этому амбиции и тщеславие.

Однако апостол радовался в сердце своем тому, что проповедовался Христос, – какими бы ни были при этом мотивы проповедников (Фил. 1:18). А вот тем, что между членами тела Христова возникали разногласия, он мог только огорчаться.

2. НЕПОКОЛЕБИМОЕ УБЕЖДЕНИЕ (1:19-26)

Фил. 1:19. Как человек твердых убеждений Павел выражает уверенность в том, что все происходящее с ним послужит ему по спасение. Греч, слово, переведенное как «спасение», употребляется в Новом Завете в разных значениях. Часто оно означает духовное спасение или рождение свыше. Здесь же (стих 19) Павел имел в виду или последнюю стадию своего вечного спасения (сравните Рим. 5:9), или ожидающее его оправдание в римском суде. Однако последнее кажется маловероятным, поскольку далее в словах апостола звучит предощущение близкой смерти.

Основанием, на котором покоилась его уверенность, служили молитвы святых и содействие Духа Иисуса Христа (Фил. 1:19). Он знал, что может положиться на молитвы филиппийцев, а также на служение Святого Духа (сравните Рим. 8:26-27).

Фил. 1:20. Павел не был уверен в том, что ожидает его, – освобождение из уз или смерть за веру. Но в одном он был уверен – в своем желании так или иначе возвеличить Христа в теле своем. Апостол понимал, что ему потребовалось бы немало мужества, чтобы умереть достойно. Поэтому и говорит об уверенности и надежде своей, что не будет посрамлен и что достанет ему мужества (дерзновения) «возвеличить Христа» и в смерти. Его заботило, таким образом, не то, что случится с ним, а какое свидетельство оставит он по себе о Господе. Если бы он был оправдан в суде и остался жить, то продолжал бы свидетельствовать о Христе. Но и мученическая смерть его должна была бы послужить делу Христову.

Фил. 1:21. Христос и прославление Его определяли содержание жизни Павла, были главной ее целью. он знал, что его казнь за Христа будет содействовать прославлению Господа через распространение Евангелия. А для него самого смерть явилась бы приобретением в том смысле, что навечно привела бы его в присутствие Христа (стих 23).

Фил. 1:22-24. В этих стихах апостол предстает словно бы удрученным. Он знал, что останься он в живых, делу его это принесет плод (стих 22). Бог благословлял бы его труд и продолжал бы использовать, как и в прошлом. Но если бы выбор – жить или умереть за Христа – зависел от самого Павла, то он просто не знал бы, что предпочесть. Правда, в упомянутом выборе он не был волен.

Павел терзался этими мыслями – что же все-таки послужило бы большей славе Господа, а значит, и всеобщему благу в долгосрочном плане? Его желанием было разрешиться и быть с Христом (стих 23). Ибо для него это было бы несравненно лучше, так как означало бы избавление от гонений и страданий. Однако он знал, что филиппийцы нуждаются в нем. Для них было бы лучше, чтобы он оставался во плоти, т. е. был жив (стих 24). А нужды ближних Павел привык ставить выше собственных желаний.

Фил. 1:25-26. Именно на этом основании вновь возникает у него надежда (выраженная словами «я верно знаю») на освобождение, и, следовательно, на возвращение к филиппийцам (на вторичное к ним пришествие). В результате этого успех их и радость в вере умножились бы, как и ликование их (по-русски: похвала ваша) во Христе Иисусе, источнике истинной радости для всякого верующего. И радости этой содействовало бы присутствие рядом с ними того, кто проповедал им Христово благовестие.

3. ТОРЖЕСТВЕННЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (1:27-30)

Фил. 1:27. Филиппийские верующие лежали на сердце у него. Что бы ни произошло с ним лично – обретет он освобождение или нет, он хотел одного: чтобы прославился в них Христос. В греческом тексте слово, переведенное как живите, носит сугубо политическую окраску; буквально оно означало «живите как граждане». И поскольку Филиппы были римской колонией, для христиан, обитавших там, оно таило особый смысл (о чем уже упоминалось выше). Жить же достойно благовествования Христова – обязанность каждого, кто является чадом Божиим. И к этому призывал филиппийцев Павел.

Будучи членами тела Христова, верующие объединены общей целью. Потому и заботило Павла в высшей степени, чтобы они «стояли» (сравните 4:1) в одном духе, подвизаясь единодушно за веру (сравните с этим словом в Иуд. 1:3) евангельскую.

Фил. 1:28. Павел желал, чтобы среди всяческого противодействия им и преследований читатели его жили для Христа. Да, враги будут восставать на них, но это нив коей мере (ни в чем) не должно пугать их. В трудную пору им следует напоминать себе, что именно их достойное христиан поведение явится знаком грядущего поражения для их противников. А для них самих, святых Божиих, – предзнаменованием грядущего избавления их Самим Господом. Уверенность в этом, несомненно, явится плодом работы в их сердцах Духа Святого.

Фил. 1:29-30. Для того чтобы гонения не застали филиппийцев врасплох, он предупреждает о них, напоминая, что верующим дано ради Христа не только веровать, но и страдать за Него (стих 29). Страдание за Христа нельзя рассматривать как некую случайность или наказание Божие. Павел говорит о нем как о знаке Божиего расположения к человеку. Стоит заметить, что греческое слово ехаристе, переведенное как «дано», происходит от слова «милость». Как вера во Христа, так и страдания за Него, ассоциируются, таким образом, с Божией милостью.

Павел и его читатели совершали один и тот же подвиг (стих 30). Потому они и ободряли и поддерживали друг друга.

К Филиппийцам
1 2 3 4