Выбор комментария
Выбор книги комментария
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Серия комментариев МакАртура к книге К Филимону
Иакова
1 2 3 4 5

1. Иаков и его послание

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться (1:1)

Подделки – одна из величайших проблем нашего общества. Фальшивые деньги, кредитные карты, драгоценности, произведения искусства – и вообще все, что представляет хоть какую-то ценность, выдается за подлинники, дабы ввести в заблуждение неразумных. Посему ценные предметы должны подвергаться тщательной проверке, чтобы установить их подлинность.

Это же касается и самого ценного, что есть у нас, – спасающей веры. Невозможно переоценить значение истинных отношений с живым, святым Богом, Владыкой мироздания, обещающим нам жизнь вечную. Тот, кто считает себя спасенным, должен прилежно испытывать свою веру. Когда дело касается фальшивых денег или картин, быть обманутым – значит понести временную утрату; но уверовать в лжеучение – значит обречь себя на вечные муки.

Сатана – великий обманщик в вопросах спасающей веры. Называя себя «ангелами света» (2 Кор. 11:14-15), он и его приспешники обманывают неразумных посредством лжерелигий, которые включают в себя искаженные формы христианства. Введенные в заблуждение или же полагающиеся на собственные представления о спасении, они думают, что кратким путем идут на небеса, тогда как на самом деле в конце пути их ждут страдания ада.

Этот обман затрагивает и тех из библейских христиан, кто неверно представляет себе путь спасения.

Заблуждение по поводу своих отношений с Богом – самое опасное и пугающее из всех возможных заблуждений. В конце Нагорной проповеди Господь наглядно описывает это:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Поскольку всегда существует опасность быть обманутым сатаной, Слово Божье постоянно призывает испытывать исповеданную веру. В Пс. 16:3 Давид говорит об итогах испытания его веры Богом: «Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел». В Пс. 25:1-2 он просит Бога: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое». Эта же просьба звучит отголоском в Пс. 138: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (ст. 23-24). Среди воцарившихся после падения Иерусалима хаоса и запустения Иеремия восклицает, обращаясь к израильтянам: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу» (Пл.И. 3:40).

Устами пророка Иезекииля Господь приводит пример истинного покаяния: «Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет» (Иез. 18:28; см. Пс. 118:59). Через пророка Аггея Господь увещевает Свой народ: «Обратите сердце ваше на пути ваши» (Агг. 1:5, 7).

В Новом Завете настойчиво подчеркивается необходимость испытывать веру. Иоанн Креститель призывал религиозных правителей своего времени «сотворить достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Описывая свое служение при дворе царя Агриппы, Павел говорит о том, как он «сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26:20). Павел наставляет галатов: «Каждый да испытывает свое дело» (Гал. 6:4), и коринфян: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследовайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Желаемый и неизбежный плод спасающей веры выражается в добрых делах, именно для этого Христос принес искупительную жертву за Церковь. Провозгласив возможность спасения исключительно через веру, апостол Павел напоминает верующим о том, что «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар… Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8-10). «Ибо явилась благодать Божия, – пишет Павел Титу, – спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12, см. ст. 14). Автор Послания к евреям вразумляет своих читателей: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр. 4:1; см. 12:15). Пугающая перспектива «опоздать» к спасению призывает нас к самому тщательному испытанию нашей веры. Проиллюстрировав сущность спасающей веры, автор Послания к евреям описывает непреклонное послушание ветхозаветных верующих, которые демонстрировали свое спасение через преданное и праведное служение Богу (11:1-39).

В Первом послании Иоанна упоминается ряд характеристик истинной веры. Она не должна быть лишь на словах (1:6-10;2:4,9)и обязательно должна включать в себя послушание Богу (2:3, 5-6; 3:24; 5:2-3). Спасенные не любят мира (2:15), ведут праведный образ жизни (2:29), отказываются и избегают грешить (3:6, 9) и любят своих собратьев по вере (3:14; 4:7, 11).

Но нигде в Писании испытание истинной и животворящей веры не представлено столь наглядно, как в Нагорной проповеди. Иисус предлагает целый ряд испытаний для лицемерных иудеев – в особенности для гордых, самодовольных и хвастливых книжников и фарисеев (см. 5:20), – испытаний, которые выявляют, насколько далеки те от истинного спасения. Тем самым Он обнажает их лжерелигию, лицемерие и ложное спасение.

Нагорная проповедь начинается с заповедей блаженства (Мф. 5:3-12), которые описывают состояния верующего, обретшего истинное спасение. Они включают в себя кротость, прощение, радость в гонениях, смирение, ощущение своей греховности и стремление к праведности.

В следующем разделе (5:13-16) раскрывается результат действия добродетелей блаженства в жизни истинно спасенных, которые есть «соль и свет» в злом, мрачном и падшем мире. Отказываясь творить зло, они привносят в мир богоданную праведность.

Истинное спасение должно быть отмечено искренним послушанием Слову (5:17-20), праведным поведением на людях, которое обусловлено праведностью сердца (5:21-48), подобающим служением Богу (6:1-18), правильным взглядом на деньги и материальные блага (6:19-34) и справедливым отношением к окружающим (7:1-12).

В завершение проповеди Иисус приводит описание двух путей – широкого, ведущего к проклятию, и узкого, который ведет к вечной жизни и на который Он склоняет Своих слушателей (7:13). Христос советует им остерегаться лжепророков, которые указывают легкий путь, ведущий к вечной смерти (ст. 1520), и описывает страшные последствия ложной веры в свете предстоящего Суда (ст. 21-27).

Вполне очевидно влияние, которое оказала на Иакова Нагорная проповедь, – истины, которые он слышал из уст самого Иисуса, как во время этой проповеди, так и в других местах, – и многие из них нашли отражение в его Послании. В действительности книга Иакова может рассматриваться как практический комментарий к Нагорной проповеди. Как и его Господь, Иаков предлагает ряд испытаний, дабы мы могли выявить истинность нашего спасения.

ЕГО БИОГРАФИЯ

В первых строках этого послания мы знакомимся с его автором, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. Как уже объяснялось во введении, Иаков, сочинитель Послания, был кровным братом Господа. Вопреки догме римских католиков, у Иосифа и Марии после рождения Иисуса были и другие дети. Эта истина подразумевается в утверждении Матфея о том, что Иосиф не знал Марии до рождения Иисуса (Мф. 1:25), и очевидна в описании Иисуса как первенца Марии в Евангелии от Луки (Лк. 2:7, курсив мой.Дж. М-А.). Остальные дети были единоутробными братьями и сестрами Иисуса (см. Мф. 12:46-47; Мк. 3:31-35; Лк. 8:19-21; Ин. 2:12). В Мф. 13:55 и Мк. 6:3 перечислены кровные братья Иисуса – Иаков, Иосиф, Симон и Иуда. Павел недвусмысленно называет Иакова «братом Господним» (Гал. 1:19). Марк также упоминает о кровных сестрах Иисуса, хотя и не называет их имен. Эти сведения из Матфея и Марка говорят нам о том, что Иаков был старшим среди единоутробных братьев Иисуса.

Удивительно, что, хотя они и выросли под одной крышей с Ним и были свидетелями Его безгрешной, совершенной жизни, братья Иисуса не сразу уверовали в Него. Они призвали Иисуса открыто явить Себя, о чем записано у Иоанна:

Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него (Ин. 7:2-5).

Иакова
1 2 3 4 5