Выбор комментария
Выбор книги комментария
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новый Библейский Комментарий к книге Откровение
1-е Петра
1 2 3 4 5

Ст. 1-2 Автор приветствует своих читателей

Петр начинает свое послание, как было тогда принято, – представляя себя и указывая на свое апостольское звание. Затем он перечисляет тех, к кому обращено его послание. Это христиане, ныне рассеянные по всем римским провинциям Малой Азии. Их вера удостоверяется взаимоотношением с каждой Личностью триединого Бога. Отец выбрал их и отделил (освятил) с помощью Духа, дабы они могли жить в послушании Иисусу Христу, будучи очищены для этой жизни кроплением Его крови. Такое привилегированное положение верующих позволяет Петру расширить обычные для письма приветствия до пожелания им еще большей («в преизбытке») благодати и мира. Здесь игра слов: обычное греч. приветствие (chaire – привет!) заменяется более глубоким христианским благословением – пожеланием Божьей благодати (charis). В добавление к этому приводится обычное евр. приветствие shalom (мир), призванное показать, что во Христе мы все наследуем благословенные обетования и Ветхого и Нового Заветов.

Примечание. Ст. 1 Апостол по-греч. означает «посланный» (см. во Введении подробности об авторе послания и его читателях).

Ст. 2 Окроплению Кровию Иисуса Христа – здесь выражена мысль о получении заслуг, дарованных смертью Христа (Евр 9:13,14), которые позволяют приобщиться к благословениям Нового Завета (ср.: Исх 24:3-8 с Мк 14:24), и постоянным повседневным очищением, в котором мы нуждаемся на своем жизненном пути (см.: 1 Ин. 7-9). Когда Бог заключил завет-договор с Моисеем, обетование о послушании народа Божьего было скреплено печатью крови жертвы завета на жертвеннике и на народе (Исх 24:1-11).

Ст. 3-9 В Божественном замысле о спасении удовлетворяются все потребности человека

После того как Петр обозначил наше положение перед Богом, он следует образцу посланий Павла и воздает хвалу Богу за Его благословения. Они столь велики, что мы можем безбоязненно и радостно пройти времена испытаний, уповая на веру в Христа, Который остается невидимым для нас. Такая вера открывает путь к полному и окончательному спасению.

Петр приводит одиннадцать причин для восхваления Бога: Он – Отец Господа нашего Иисуса Христа (3); Он возродил нас к новой жизни (о чем Иисус сказал в Ин 3:1-8); Он дарует нам великую милость (3); в результате мы имеет живую надежду – новая жизнь есть наше упование (3); реализация этой надежды осуществляется через воскресение Иисуса (3); эта надежда опирается на грядущее получение наследия (4); это наследие не может быть уничтожена вражескими силами, не может быть осквернено извне и не может прийти в негодность и растрачено изнутри (4); оно удерживается на небесах для нас (4); сила Божья сама защищает нас, предназначая нам это наследие (5); орудие нашей защиты – наша вера (ср.: Ефес 6:16), которая гарантирует нам исполнение обетовании Божьих (5) и конечной цели – спасения, которое Бог откроет нам в последнее время, в явление Христа (5, 7).

Ст. 3-5 Объясняя радость спасения, которую предвкушают верующие, Петр говорит нам, что спасение это дано нам по великой милости Божьей и оно состоит в возрождении к новой жизни и надежде, дарованных нам воскресением, что стало возможным через Иисуса Христа и что приведет к получению наследия. Спасение описывается в свете прошлого (христиане получили новое рождение по милости Божьей), настоящего (христиане охраняются силой Божьей) и будущего (в последнее время придет окончательное избавление от зла).

Ст. 6,7 Эти благословения от Бога могут принести радость и перед лицом трудностей. Назначение земных испытаний – просеивание, сохранение истинных составляющих веры. Это, в свою очередь, ведет к похвале и чести и славе как Самого Иисуса, так и прошедшего через страдания человека в явление Иисуса Христа.

Ст. 8,9 Эта победоносная вера в невидимого Христа приводит к двум последствиям. Христиане могут испытывать неизъяснимую радость даже среди повседневных трудностей, а в будущем эта грядущая радость явит себя во всей полноте в присутствии Иисуса. Сказанное в ст. 8 отчетливо перекликается со словами Иисуса в Ин 20:29. Радуйтесь радостью неизреченною – эта фраза напоминает изречение Иисуса в Мф 5:12 в контексте гонений на пророков.

Примечание. Ст. 6 О сем: в греч. тексте не ясно, относится ли это к спасению и тогда, соответственно, к Самому Богу или к фактам, обозначенным в предыдущих трех стихах. Радуйтесь: здесь либо действительно повелительное наклонение, либо констатация факта (последнее представляется более предпочтительным). Искушения – это слово происходит от того же корня, что и использованное в Мф 4:1; 6:13 при описании испытания Иисуса и в молитве Господней. Различных: подчеркиваются разного рода испытания, и греч. слово снова используется для описания благодати Божьей, которая, будучи «многоразличной», способна помочь во всех этих испытаниях (4:10). Петр подчеркивает, что такие испытания и невзгоды будут относительно краткими (поскорбевши..немного) и что Бог допускает их. В греч. последнее удостоверятся фразой: если нужно будет. Петр возвратится к теме страданий далее в своем послании (2:19-23; 3:14-17,12-19; 5:9,10).

Ст. 10-12 Как мы узнали весть о своем спасении

Это работа Святого Духа (12), Духа Христа (10). Он побуждает пророков предсказать о назначенной нам благодати (10) и даже возвестить о грядущих Христовых страданиях и последующей славе (11; см., напр.: Пс 21:7,8,17,18; Ис 53; Пл 1:12). Однако сколь ни тяжелы были их испытания, пророки не могли предсказать, когда и каким образом это произойдет. Дух вел также и тех, кто понимал благую весть о смерти Христа и Его воскресении, чтобы объяснить читателям Петра, как это исполнится по отношению к ним.

Термин пророки обычно с большей уверенностью относят к авторам Ветхого Завета, а не к новозаветным пророкам. Эта двусторонняя тема связана с темой благодати, предназначенной для народа Божьего, а также Христовых страданий и грядущей славы Христа. В оригинале здесь использован прием параллелизма. В ст. 11 приводится важное утверждение о богодухновенности ветхозаветных авторов (см. также: Мф 5:17; Лк 24:25-27,44-47; Ин 5:39,45-47). В данных текстах также особое внимание уделяется роли второй и третьей личностям триединого Бога в замысле о спасении человечества: Сын воплощает его в жизнь, а Дух раскрывает его. Страстное желание ангелов увидеть, заглянуть, т. е. вникнуть в этот замысел подчеркивается использованием того же глагола в Ин 20:5, где говорится об Иоанне, который, наклонившись, «увидел» пелены в пустом гробу.

Ст. 1:13 – 5:7 Что означает весть о спасении в нашей повседневной жизни

Далее в послании показано, как эти великие истины христианской жизни должны использоваться на практике теми, кто верит в них. Свои практические советы Петр постоянно иллюстрирует на примере фундаментальных истин Евангелия, раскрывающих принципы христианской жизни. Спасение, описанное столь возвышенно в предыдущем разделе, может и должно побудить мужчин и женщин жить как надлежит последователям Христа, невзирая на все невзгоды и испытания в повседневной жизни.

Ст. 13-21 Жить, уподобляясь Иисусу

Такое спасение и такие радостные вести требуют от христиан соответствующих интеллектуальных усилий и нравственной дисциплины. Это должно сопровождаться чувствами, преисполненными радости доверия, обращенными к грядущей благодати, которую явит нам Иисус Христос при Своем пришествии (эта фраза в большей степени сконцентрирована не на картине возвращения того, кто отсутствует, но на раскрытии того, кто присутствует среди нас все это время).

Жизнь в свете грядущего явления Христа призывает к послушанию (ср.: Лк 12:35-48). Свое послушание мы должны выработать, ориентируясь в своем поведении на святость Бога, Который призвал нас к Себе (ср.: Мф 5:48). Ранее, в своем духовном невежестве читатели Петра потворствовали своим неконтролируемым желаниям, но народ Божий должен ориентироваться на Божественную модель образа жизни, раскрытую в Его характере.

Святость, уподобление Христу являют собой основные ориентиры для народа Божьего по двум причинам: это наш идеал (как Его дети мы должны отражать семейный характер), и это наша цель (когда Христос придет, мы окончательно и во всей полноте уподобимся Ему; ср.: 1Ин 3:2). Нам необходимо вести надлежащий образ жизни по трем причинам (они рассматриваются в ст. 17-19): наш Бог воздаст Своим детям в соответствии с тем, насколько их жизнь отвечала стандартам Божественной семьи; мы были освобождены (избавлены) от прошлого образа жизни, пустого, лишенного смысла; войти в такую семью – это высокая привилегия, за которую уплачена столь высокая цена.

Говоря о Христе, Петр сразу же начинает с величия Его деяний и их результатов. Бог избрал Христа еще прежде создания мира (20). Христиане имеют все основания безоговорочно доверять такому Богу в настоящем, а также и в будущем. Это гарантируется тем, что Христос искупил нас Своей кровью, а Бог воскресил Его из мертвых и дал Ему славу (21).

Примечания. Ст. 13 Фраза на подаваемую (от греч. «присваивать», «ниспосылать») указывает на уверенность, определенность. Ст. 7 является связующим звеном с этим понятием, показывая, что в явление Иисуса Христа твердо уповавшие на Него получат воздаяние и возрадуются обетованной милости.

Ст. 14 Послушные дети – это словосочетание отражает евр. идиоматическое выражение, подразумевающее, что послушание есть мать, чьи черты должны наследовать дети. Слово сообразуйтесь аналогично использованному в Рим 12:2.

Ст. 16 Будьте святы – см.: Лев 11:44,45; 19:2 и ср.: Исх 19:5,6. Как жить надлежащим образом, стало ясно на примере жизни Иисуса (Ин 1:18).

Ст. 17 Нелицеприятно, т. е. невзирая на лица. Петр использует мысль, высказанную в Деян 10:34,35.

Ст. 18,19 Эти тексты перекликаются с Мк 10:45 и Ин 1:29. Слово непорочного относится к нравственному, а чистого – к физическому совершенству священной жертвы (см.: Исх 12:5; Лев 22:17-25; Чис 6:14; 19:2).

Ст. 21 Уверовавших через Него в Бога – это подтверждение благословений смерти Христа и Его воскресения. Возможны и другие варианты перевода, напр.: «Таким образом, чтобы ваша вера и надежда могли быть в Боге». Греч. текст допускает оба варианта.

Ст. 22-25 Любишь других христиан

В ст. 2 и 14 Петр уже говорил о месте послушания в христианской жизни. Отклик на возвещение и слушание истины может быть двусторонним: это очищает душу от прошлых грехов и развивает истинную любовь к своим собратьям по вере, не просто во внешнем проявлении. Реальность этой любви должна явить себя во всей своей глубине и широте. Такая любовь обусловлена тем, что христиане обрели новое рождение, что побеждает их по слову Божьему, которое пребывает в них. Животворящая сила слова Божьего являет себя, когда проповедуется Благая весть.

Примечание. Ст. 22 Глубоко (в русской синодальной Библии отсутствует) – это слово используется для характеристики любви, а в Лк 22:24 («большим») и в Деян 12:5 («прилежно») –для молитвы. Оно выражает высшие усилия, букв, «напрягая каждый мускул». В NIV и в ряде MSS добавляется: «от чистого сердца» (и в русской синодальной Библии). Такое прочтение не противоречит греч. тексту; поскольку греч. слова «чистый» и «сердце» оба начинаются с одной буквы, переписчики могли при переписке допустить ошибку.

Ст. 23 В греч. не ясно: либо Бог, либо слово Божье живо и пребывает вовек. Оба варианта допустимы, поскольку слово Божье исходит от Бога. 24,25 Цитата из Ис 40:6-8 подчеркивает неизбывную и динамическую силу слова Божьего.

1-е Петра
1 2 3 4 5