Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3

1:1 Название. См. Введение: Особенности содержания и темы

1:2-14 Описание Господа как вселенского Судии, обладающего властью вершить Свою волю. Суд Божий несет уничтожение нечестивым и избавление Его народу (19-14).

1:2-3 Противление власти Господа вызывает его Божественный гнев и завершается справедливым возмездием. Когда Бог вершит Свой суд, открывается раздел между справедливым и безбожным; один получает утешение, а для другого настает час ужаса.

1:2 ревнитель. Ревность Божия требует безраздельной верности и обнаруживает себя в гневе, направленном на любое отвержение Его Самого и Его господства.

мститель... мстит. Верный Своей природе, вселенский Судия не оставляет без наказания ни одного греха и определяет справедливое и заслуженное наказание нечестивым.

1:3 долготерпелив. Признание долготерпения Бога по отношению к грешникам (Исх. 34,6.7; Иона 4,2).

велик... без наказания. Долготерпение отнюдь не слабость или прощение зла (Быт. 18,25).

1:3-6 Изображение силы Божией, проявляющейся в Его власти над природой в момент творения и в случаях, когда Он вступается за Свой народ (Пс. 17,8-16; Исх. 14,21.22; Мф. 8,26). Благочестивый израильтянин чувствовал Его присутствие в "вихре", "буре", в "облаке" (ст. 3). Все Ему подвластно. Природа не подменяет собою Бога и не становится предметом поклонения. Она является той сферой, где Он обнаруживает Себя.

1:4 Запретит Он. Слово Господа покоряет силы хаоса (Исх., гл. 14).

морю... реки. Господь лишает жизненной силы источники плодородия. Богатая растительность Васана, Кармила и Ливана блекнет, когда горячий ветер пустыни, посланный Богом, проносится над ними.

1:5 Перед негодованием приближающегося Господа земля и твари земные исполняются ужаса. Гибель угрожает творению, даже то, что прочно и незыблемо, колеблется и исчезает.

1:6 Пророк утверждает невозможность противостоять Божиему гневу, под действием которого распадаются скалы. Негодование Его уподобляется испепеляющему огню (Втор. 4,24; Евр. 12,29).

1:7-8 Наум подчеркивает благость и строгость Господа.

1:7 Народ Божий ощущает Его грозную силу как святую любовь. "Благ" означает милосердие Божие как источник всякого истинного человеческого благополучия и процветания и признание Его обетованных обильных благ и благосклонности (Пс. 72,1). Для страждущих Он становится убежищем и неприступной крепостью, а не шатким укрытием (Пс. 45).

знает. Подразумевает любящее и сокровенное участие.

1:8 наводнением... мрак. Образы суда.

1:9-15 Сокрушение нечестивых, воплощением которых является Ниневия, завершается утешением народу Божиему.

1:9 умышляете. Все замыслы ассирийцев обречены. Ниневия, замышляющая злое против Господа, будет сокрушена.

1:11 умысливший злое. Возможно, речь идет об ассирийском царе Ашшурбанапале.

нечестивый. Предполагается нечто дьявольское, подобное силам хаоса.

1:12-14 Утешающее Божественное пророчество, которое заверяет народ Божий, что падение Ассирии положит конец унижению.

1:12 Так говорит. Формула, используемая пророками, как указание на истинного Автора пророчества, авторитет и власть Которого подтверждают вынесенный приговор: ничто не может спасти Ниневию.

1:13 сокрушу ярмо его... узы твои разорву. Народ Божий будет освобожден (Иер. 2,20; Пс. 2,3).

1:14 определил. Утверждение власти и непреложности воли Господа.

твоим именем. Полное истребление, потеря власти и престижа ожидает ассирийцев.

истреблю истуканов. Храм и другие объекты веры и поклонения ассирийцев также будут уничтожены.

могилу. Т.е. окончательная гибель Ниневии, ее царя и народа в 612 г. до Р.Х.

1:15 – 2,14 Чтобы угнетенный народ Божий мог торжествовать и восстанавливаться, необходимо уничтожить силы, ему противостоящие, которые представлены здесь Ниневией и ее царем. Грядущие события изображены как уже происходящие в настоящем, а те, что принадлежат к еще более отдаленному будущему, даны в сочетании с теми, которые должны произойти гораздо раньше. Пророческое предсказание суда является "видением" (1,1), облеченным в поэтическую форму, а не точным и подробным отчетом об историческом событии, которое будет иметь место в действительности значительно позже, в 612 г. до Р.Х.

1:15 См. Ис. 52,7. Приближение "благовестника", чьи стопы ясно видны на "горах" Иудеи, открывает новый период благодарственного служения Господу. Благая весть заключена в слове "мир", знаменующем не только прекращение военных действий, но и возвращение к условиям нормальной, изобильной жизни и всеобщему благополучию.

празднуй... обеты. Периоды национальных кризисов или иноземного гнета делали затруднительным, а то и невозможным, участие в торжествах, проходивших в храме по случаю больших праздников. Обеты, данные в период бедствий, теперь должны быть исполнены (Пс. 115,5.8-10). Настал час воздать хвалу Господу за освобождение и полное уничтожение нечестивого (1,11).