Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3 4

1:1 – 2,11 Книга пророка Ионы четко разделяется на две части, каждая из которых начинается фразой: "И было слово Господне к Ионе". Первая часть, в свою очередь, состоит из двух разделов: рассказа о призвании Ионы, его бегстве и каре, которую Господь наслал на него (1,1 – 2,1) и следующего за ним благодарственного псалма (гл. 2).

1:1 – 2,1 В этом разделе говорится о том, что Иона с непокорностью отверг порученную ему пророческую миссию, но ничего не сказано о причинах, по которым Иона бежал от лица Господа. Мы узнаем о них лишь во второй части книги. В этом разделе мы находим описание плавания Ионы вместе с "корабельщиками" – язычниками. Сюда же включена имеющая важное значение тема милости Господа к язычникам. Несмотря на лицемерие Ионы, ответом мореплавателей ему было не презрение к его Богу, но поклонение Ему, ибо в происшедшем они ясно увидели руку Бога Израиля. Эти мореплаватели-язычники слышат о Боге Ионы, видят проявления Его великой власти над всяким творением и, в противоположность Ионе, страшатся сами согрешить перед Господом и покоряются Ему. Так случилось, что Иона, пророк Божий, был наказан, а язычники спасены.

1:1 И было слово Господне к Ионе. Букв.: "слово Яхве было к Ионе". С некоторыми вариациями эта формулировка используется примерно 112 раз в Ветхом Завете для описания того, как дар предсказания сообщается пророку.

Ионе, сыну Амафиину. Откровение Господне получает Иона ("Голубь"), сын Амафии ("Истина"). Пророк Иона упоминается в 4 Цар. 14,25 как историческая личность. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

1:2 Ниневия – главный город и последняя столица Ассирийской империи, располагавшийся на восточной стороне реки Тигр. Археологические исследования подтвердили его длительную и богатую событиями историю.

иди в Ниневию. В поручении Ионе содержится смысл высшей власти Божией над всеми народами. Он – Судия над всей землей (Быт. 6,13; 18,20.21).

проповедуй в нем. Иона понял, что изрекаемое через него осуждение Господом ассирийской державы не будет окончательным (см. ком. к 4,2), пророчество оставляло Ниневии возможность для раскаяния.

злодеяния его дошли до Меня. В более позднем пророчестве Наума (VII в. до Р.Х.) Ниневия (Ассирия) является главным объектом гнева Божиего и служит воплощением зла и жестокости (Наум 2,13; 3,4-7).

1:3 Фарсис. Это название может означать определенную географическую точку в средиземноморском ареале, от Левантийского побережья до порта Тартессус на юго-западе Испании, или же, в обобщающем смысле, удаленные прибрежные страны Средиземноморья.

от лица Господня. Поскольку присутствие Божие распространяется даже на "край моря" (Пс. 138,9), укрыться от Него невозможно.

1:4 Господь воздвиг на море крепкий ветер. Бог Ионы – Творец и Повелитель моря (Исх. 10,13-19; 14,21; 15,8.10; Чис. 11,31; Пс. 134,6; Ам. 4,13; Наум 1,4).

1:6 встань, воззови. Этот призыв начальника корабля воспроизводит те же самые еврейские слова, сказанные Богом, когда Он повелел Ионе идти и проповедовать в Ниневии.

1:7 пойдем, бросим жребии. Жребий был обычным приемом, использовавшимся, чтобы узнать волю Бога или богов. Эта практика не была запрещена в древнем Израиле, так как жребии также подвластны Господу (Чис. 26,55; 33,54; 34,13; Нав. 14,2; 15,1; 17,1.17; 18,6-10; 19,1.10.17.24.32.40.51; 21,4-6.8.10; 1 Пар. 6,54.61.65; Притч. 16,33).

1:9 я Еврей. Иона идентифицирует себя в этническом смысле. Понятие "еврей" использовалось как израильтянами, чтобы отличить себя от иноплеменников (Быт. 40,15; Исх. 1,19; 2,7; 3,18; 5,3; 7,16; 9,1.13; 10,3), так и неизраильтянами (филистимлянами, египтянами), как этническое название в противоположность им самим (Быт. 39,14.17;41,12; Исх. 1,16; 2,6; 1 Цар. 4,6.9; 13,3.19; 14,11; 29,3).

чту Господа. Иона идентифицирует себя в религиозном смысле. Господь Бог его – не просто личное, семейное или племенное божество. В действительности Он даже выше, чем Бог одного народа. Он – Всевышний и Всемогущий Бог, Творец моря и земли.

Бога небес. Древний эпитет (Быт. 24,3.7), обычно использовавшийся в эпоху персидского господства после Вавилонского пленения (2 Пар. 36,23; Езд. 1,2; Неем. 1,4.5; 2,4).