Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

15:1-3 В конце каждого седьмого года все долги израильтян должны были быть прощены. Седьмой год, вероятно, совпадал с субботним годом. От иудеев не требовалось отменять долги иноплеменников; этот закон относился к долгам между евреями. Мэттью Генри комментирует:

"Каждый седьмой год был годом прощения, когда земля отдыхала от возделывания, и слуги отпускались на свободу. Также, помимо остальных проявлений благодати, всякий, кто занял деньги в долг и не смог выплатить их до этого времени, освобождался от своего долга. С этого момента, даже если он оказывался в состоянии, и был побуждаем совестью выплатить свой долг, тем не менее, кредитор не мог потребовать возвращения этих денег по закону". Семь является в Писании числом полноты или завершенности. Когда настала полнота времени, Бог послал Своего Сына и через Него объявил прощение грехов – "год прощения" не только для иудеев (ст. 3), но для всего человечества.

15:4-6 Стих 4, на первый взгляд, противоречит 11-му стиху. Он говорит о времени, когда в земле Израиля не будет нищих, тогда как 11 стих утверждает, что нищие будут всегда. Понять это несоответствие помогает комментарий Буллингера. Он предполагает, что стих 4 означает "не будет нищего среди вас". Иначе говоря, израильтяне должны были отпускать своих братьев по крови, оказавшихся у них в долгу, каждые семь лет, чтобы в земле не было людей, находящихся в постоянной нищете. Кредитор при этом не пострадает, потому что Господь обильно благословит его. Стих 11 указывает на то, что нищие будут среди народа всегда, отчасти в качестве наказания, отчасти – для того, чтобы научить других сострадать и делиться.

15:7-11 Тот факт, что в седьмой год все долги должны быть отменены, не должен был побуждать человека отказывать дать взаймы бедному израильтянину при приближении "года прощения". Отказать нуждающемуся было беззаконной, нечестивой мыслью, как говорится об этом в 9-м стихе. В связи с этим еврейский народ на протяжении истории был заслуженно хорошо известен заботой о своих по крови. Апостол Павел во 2 Послании Коринфянам 9:7 говорит то же, что Моисей сказал в 10 стихе: "Доброхотно дающего любит Бог". Этот стих служит не только заповедью, но и обетованием, ибо Бог никогда не остается у человека в долгу. "Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет" (Притчи 11:25).

15:12-15 Раб из евреев также должен быть отпущен в седьмой год (ст. 12-18). Но хозяин не должен был отпускать его, не снабдив его всем необходимым. Бог в изобилии обеспечил Свой народ, когда вывел его из рабства в Египте (Исх. 12:35, 36), и поэтому освобожденный раб не должен был уходить с пустыми руками. Господь желает, чтобы Его люди следовали Его примеру, или, если перефразировать известную поговорку, "Поступай с ближним так, как Господь поступил с тобой".

15:16-18 С другой стороны, раб мог отказаться принять свободу и решить стать "вечным рабом по любви". Он символизировал это, позволив проколоть свое ухо шилом на косяке двери дома своего хозяина. Ценность такого служителя была в два раза выше обычного наемника.

15:19-23 Начиная со стиха 19 и до 16:17, мы читаем установления о действиях, которые должны были совершаться в месте, которое изберет Иегова, чтобы поместить там Свое имя:

1. Освящение и отделение первородного от скота (15:19-23).

2. Пасха и Праздник Опресноков (16:1-8).

3. Праздник Седмиц, или Пятидесятница (16:9-12).

4. Праздник Кущ (16:13-17).

Первенец от чистого скота должен быть принесен Господу. Людям было позволено есть свою часть жертвы, но не кровь. Животное должно было быть без пятна или порока – Богу приносилось только самое лучшее.