16,1-4 В субботу вечером две Марии и Саломия пришли к гробу, чтобы набальзамировать Тело Иисуса ароматами. Они знали, что это будет нелегко. Они знали, что ко входу в могилу привален огромный камень. Они знали о римской печати и стерегущих могилу воинах. Но любовь преодолевает горы препятствий, чтобы добраться к объекту поклонения.
Весьма рано воскресным утром они громко спрашивали друг друга: "Кто отвалит камень от двери гроба?" Они взглянули и увидели, что он уже отвален! Как часто случается, что когда мы намереваемся воздать честь Спасителю, трудности устраняются прежде, чем мы подойдем к ним.
16,5-6 И вошедши в гроб, они увидели ангела в виде юноши, облеченного в белую одежду. Он быстро рассеял их страхи, объявив, что Иисус воскрес. Могила была пуста.
16,7 Затем ангел повелел им быть глашатаями Воскресения. Им предстояло сказать ученикам и Петру, что Иисус встретится с ними в Галилее. Обратите внимание, что Петр, ученик, который отрекся от своего Господа, был упомянут отдельно. Воскресший Искупитель не отказался от него, Он любил его и хотел опять его увидеть. Необходимо было совершить особый труд по восстановлению. Блуждающая овца должна быть снова приведена в общение с Пастырем. Заблудший должен вернуться в дом Отца.
16,8 Женщины побежали от гроба, объятые трепетом и ужасом. Они были слишком испуганы, чтобы рассказывать кому-либо о случившемся. Это не удивительно. Удивительно, как они до этого времени были так отважны и преданны.
Поскольку две главные рукописи Марка не содержат стихов 9-20, многие современные ученые предполагают, что они не подлинные. Однако есть сильные аргументы в пользу их включения в текст:
1. Фактически все другие греческие рукописи и многие писания отцов Церкви содержат это место.
2. Стих 8 – весьма странное завершение, особенно для греческого языка, в котором последнее слово здесь – "гар" (потому что). Это слово не может находиться даже в конце предложения, тем более в конце книги.
3. Если, как учат некоторые, окончание оригинала Евангелия от Марка утеряно, а это концовка поздняя, тогда слова нашего Господа о сохранности Слова (Мф. 24,35), очевидно, не исполнились.
4. Содержание этого отрывка ортодоксально.
5. Стиль, а в особенности словарный запас, близки и параллельны 1-й главе книги. (See further, George Salmon's Historical Introduction to the Study of the Books of the New Testament, pp. 144-151.) Это пример структуры, называемой хиазм, обратный параллелизм, по которой начало и конец работы строятся параллельно (абвг, гвба).
Б. Явление Марии Магдалине (16,9-11)
16,9 Первой Спаситель явился Марии Магдалине. Впервые она встретилась с Иисусом, когда Он изгнал из нее семь бесов. С того времени она с любовью служила Ему своим имуществом. Она была свидетелем распятия и видела, куда положили Его тело. Из других Евангелий мы узнаем, что, найдя могилу пустой, она побежала рассказать об этом Петру и Иоанну. Придя с ней назад, они обнаружили могилу пустой, как она им и сказала. Они вернулись домой, а она осталась у пустой могилы. Именно тогда Иисус и явился ей.
16,10-11 Она снова вернулась в город и поделилась хорошей новостью со скорбящими учениками. Для них новость была слишком хорошей, чтобы в нее поверить. Они не поверили Марии.
В. Явление двум ученикам (16,12-13)
16,12 Полное описание этого события записано в Лк. 24,13-31. Здесь мы читаем, что Иисус явился в ином образе двум ученикам на дороге в Эммаус. Марии Он явился в образе садовника. Здесь Он выглядел как путник. Но это был тот же Иисус в Своем прославленном теле.
16,13 Когда два ученика вернулись в Иерусалим и рассказали о своем общении с воскресшим Спасителем, их встретили таким же неверием, как и Марию.
Г. Явление одиннадцати (16,14-18)
16,14 Явление одиннадцати произошло в тот же воскресный вечер (Лк. 24,36; Ин. 20,19-24; 1 Кор. 15,5). Хотя здесь говорится об одиннадцати учениках, присутствовало всего десять. Фома на этот раз отсутствовал. Иисус укорял Своих учеников за их отказ принять сообщение о Его воскресении от Марии и других.
16,15 В стихе 15 записано повеление, данное Господом накануне Его вознесения. Таким образом, между стихами 14 и 15 есть интервал. Ученикам было велено проповедовать Евангелие всему творению. Цель Спасителя состояла в евангелизации мира. Он намеревался осуществить ее с одиннадцатью учениками, которые оставят буквально все, чтобы последовать за Ним.
16,16 Проповедь будет иметь два результата. Некоторые уверуют, крестятся и спасены будут, другие же откажутся верить и будут осуждены.
Некоторые используют стих 16, чтобы учить о необходимости водного крещения для спасения. Мы знаем, что он не может этого означать по следующим причинам:
1. Разбойник на кресте не был крещен, однако получил уверение, что будет в раю с Христом (Лк. 23,43).
2. Язычники в Кесарии были крещены после того, как получили спасение (Деян. 10,44-48).
3. Сам Иисус не крестил (Ин. 4,1-2) – странное упущение, если бы крещение было необходимым для спасения.
4. Павел благодарил Бога, что он лишь немногих крестил в Коринфе (1 Кор. 1,14-16) – возмутительная благодарность, если бы крещение было необходимым условием спасения.
5. Около 150 мест в НЗ указывает, что спасение дается лишь по вере. Ни один стих не противоречит этому подавляющему большинству свидетельств.
6. Крещение в НЗ связанно со смертью и погребением, а не с духовным рождением.
Тогда что же означает стих 16? Мы полагаем, что в нем упоминается крещение как ожидаемое внешнее выражение уверования. Крещение – это не условие спасения, но внешнее провозглашение того, что человек спасен.
16,17-18 Здесь Иисус перечисляет определенные чудеса, которые будут сопровождать тех, кто поверит в Евангелие. Когда мы читаем эти стихи, возникает очевидный вопрос: "Проявляются ли эти знамения сегодня?" Мы полагаем, что эти знамения предназначались, главным образом, для апостольского периода, пока не появилась полная Библия в завершенном виде. Большая часть этих знамений встречается в книге Деяний Апостолов:
1. Изгнание бесов (Деян. 8,7; 16,18; 19,11-16).
2. Новые языки (Деян. 2,4-11; 10,46; 19,6).
3. Справляться со змеями (Деян. 28,5).
4. Пить смертоносное без вредных последствий – не записано в Деяниях Апостолов. Историк Церкви Евсевий указывает на это свойство у Иоанна и Варнавы.
5. Возлагать руки на больных для их исцеления (Деян. 3,7; 19,11; 28,8-9).
Какова цель этих чудес? Мы полагаем, что ответ находится в Евр. 2,3-4. До получения НЗ в законченном виде люди обращались с вопросами к апостолам и нуждались также в других подтверждениях евангельской вести. Для подтверждения проповеди Бог давал свидетельства через знамения, чудеса и различные дары Святого Духа.
Нужда в подобных знамениях сегодня прошла. У нас есть полная Библия. Если люди не верят ей, то они не поверят ничему. Марк не сказал, что чудеса продолжатся. Здесь нет слов‚ "до скончания века", как в Мф. 28,18-20.
Однако Мартин Лютер предполагает, что "...знамения, о которых здесь говорится, должны использоваться при необходимости. Когда возникает нужда и Благая Весть испытывает давление, тогда мы, безусловно, должны совершать эти знамения и не допускать, чтобы Евангелие злословили и отвергали".
Д. Вознесение Слуги одесную Бога (16,19-20)
16,19 Спустя сорок дней после Своего воскресения наш Господь Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога. Это место почета и власти.
16,20 Послушные Его повелению, ученики пошли вперед, как пылающие факелы, проповедуя евангельскую весть и приобретая души для Спасителя.
Сила Господня была с ними. Обещанные знамения сопровождали их проповедь, подкрепляя слово, которое они говорили.
На этом заканчивается повествование – Христос на небесах, а несколько посвященных учеников на земле взяли на себя тяжесть евангелизации мира и полностью отдали себя тому, результаты чего будут иметь последствия в вечности.
Нам в нашем поколении доверено Великое поручение. Наша задача – достичь Евангелием каждого человека.
Треть когда-либо обитавших на земле людей живет в наши дни. К 2000 году на земле будет проживать половина всех когда-либо живших. При столь бурном росте населения наша задача возрастает. Но метод всегда тот же – посвященные ученики, безгранично любящие Христа, для которых нет слишком большой жертвы ради Него. Воля Божья – евангелизация мира. Что мы делаем для этого?
VIII. ПОБЕДА СЛУГИ (Гл. 16)
А. Женщины у пустого гроба (16,1-8)
16,1-4 В субботу вечером две Марии и Саломия пришли к гробу, чтобы набальзамировать Тело Иисуса ароматами. Они знали, что это будет нелегко. Они знали, что ко входу в могилу привален огромный камень. Они знали о римской печати и стерегущих могилу воинах. Но любовь преодолевает горы препятствий, чтобы добраться к объекту поклонения.
Весьма рано воскресным утром они громко спрашивали друг друга: "Кто отвалит камень от двери гроба?" Они взглянули и увидели, что он уже отвален! Как часто случается, что когда мы намереваемся воздать честь Спасителю, трудности устраняются прежде, чем мы подойдем к ним.
16,5-6 И вошедши в гроб, они увидели ангела в виде юноши, облеченного в белую одежду. Он быстро рассеял их страхи, объявив, что Иисус воскрес. Могила была пуста.
16,7 Затем ангел повелел им быть глашатаями Воскресения. Им предстояло сказать ученикам и Петру, что Иисус встретится с ними в Галилее. Обратите внимание, что Петр, ученик, который отрекся от своего Господа, был упомянут отдельно. Воскресший Искупитель не отказался от него, Он любил его и хотел опять его увидеть. Необходимо было совершить особый труд по восстановлению. Блуждающая овца должна быть снова приведена в общение с Пастырем. Заблудший должен вернуться в дом Отца.
16,8 Женщины побежали от гроба, объятые трепетом и ужасом. Они были слишком испуганы, чтобы рассказывать кому-либо о случившемся. Это не удивительно. Удивительно, как они до этого времени были так отважны и преданны.
Поскольку две главные рукописи Марка не содержат стихов 9-20, многие современные ученые предполагают, что они не подлинные. Однако есть сильные аргументы в пользу их включения в текст:
1. Фактически все другие греческие рукописи и многие писания отцов Церкви содержат это место.
2. Стих 8 – весьма странное завершение, особенно для греческого языка, в котором последнее слово здесь – "гар" (потому что). Это слово не может находиться даже в конце предложения, тем более в конце книги.
3. Если, как учат некоторые, окончание оригинала Евангелия от Марка утеряно, а это концовка поздняя, тогда слова нашего Господа о сохранности Слова (Мф. 24,35), очевидно, не исполнились.
4. Содержание этого отрывка ортодоксально.
5. Стиль, а в особенности словарный запас, близки и параллельны 1-й главе книги. (See further, George Salmon's Historical Introduction to the Study of the Books of the New Testament, pp. 144-151.) Это пример структуры, называемой хиазм, обратный параллелизм, по которой начало и конец работы строятся параллельно (абвг, гвба).
Б. Явление Марии Магдалине (16,9-11)
16,9 Первой Спаситель явился Марии Магдалине. Впервые она встретилась с Иисусом, когда Он изгнал из нее семь бесов. С того времени она с любовью служила Ему своим имуществом. Она была свидетелем распятия и видела, куда положили Его тело. Из других Евангелий мы узнаем, что, найдя могилу пустой, она побежала рассказать об этом Петру и Иоанну. Придя с ней назад, они обнаружили могилу пустой, как она им и сказала. Они вернулись домой, а она осталась у пустой могилы. Именно тогда Иисус и явился ей.
16,10-11 Она снова вернулась в город и поделилась хорошей новостью со скорбящими учениками. Для них новость была слишком хорошей, чтобы в нее поверить. Они не поверили Марии.
В. Явление двум ученикам (16,12-13)
16,12 Полное описание этого события записано в Лк. 24,13-31. Здесь мы читаем, что Иисус явился в ином образе двум ученикам на дороге в Эммаус. Марии Он явился в образе садовника. Здесь Он выглядел как путник. Но это был тот же Иисус в Своем прославленном теле.
16,13 Когда два ученика вернулись в Иерусалим и рассказали о своем общении с воскресшим Спасителем, их встретили таким же неверием, как и Марию.
Г. Явление одиннадцати (16,14-18)
16,14 Явление одиннадцати произошло в тот же воскресный вечер (Лк. 24,36; Ин. 20,19-24; 1 Кор. 15,5). Хотя здесь говорится об одиннадцати учениках, присутствовало всего десять. Фома на этот раз отсутствовал. Иисус укорял Своих учеников за их отказ принять сообщение о Его воскресении от Марии и других.
16,15 В стихе 15 записано повеление, данное Господом накануне Его вознесения. Таким образом, между стихами 14 и 15 есть интервал. Ученикам было велено проповедовать Евангелие всему творению. Цель Спасителя состояла в евангелизации мира. Он намеревался осуществить ее с одиннадцатью учениками, которые оставят буквально все, чтобы последовать за Ним.
16,16 Проповедь будет иметь два результата. Некоторые уверуют, крестятся и спасены будут, другие же откажутся верить и будут осуждены.
Некоторые используют стих 16, чтобы учить о необходимости водного крещения для спасения. Мы знаем, что он не может этого означать по следующим причинам:
1. Разбойник на кресте не был крещен, однако получил уверение, что будет в раю с Христом (Лк. 23,43).
2. Язычники в Кесарии были крещены после того, как получили спасение (Деян. 10,44-48).
3. Сам Иисус не крестил (Ин. 4,1-2) – странное упущение, если бы крещение было необходимым для спасения.
4. Павел благодарил Бога, что он лишь немногих крестил в Коринфе (1 Кор. 1,14-16) – возмутительная благодарность, если бы крещение было необходимым условием спасения.
5. Около 150 мест в НЗ указывает, что спасение дается лишь по вере. Ни один стих не противоречит этому подавляющему большинству свидетельств.
6. Крещение в НЗ связанно со смертью и погребением, а не с духовным рождением.
Тогда что же означает стих 16? Мы полагаем, что в нем упоминается крещение как ожидаемое внешнее выражение уверования. Крещение – это не условие спасения, но внешнее провозглашение того, что человек спасен.
16,17-18 Здесь Иисус перечисляет определенные чудеса, которые будут сопровождать тех, кто поверит в Евангелие. Когда мы читаем эти стихи, возникает очевидный вопрос: "Проявляются ли эти знамения сегодня?" Мы полагаем, что эти знамения предназначались, главным образом, для апостольского периода, пока не появилась полная Библия в завершенном виде. Большая часть этих знамений встречается в книге Деяний Апостолов:
1. Изгнание бесов (Деян. 8,7; 16,18; 19,11-16).
2. Новые языки (Деян. 2,4-11; 10,46; 19,6).
3. Справляться со змеями (Деян. 28,5).
4. Пить смертоносное без вредных последствий – не записано в Деяниях Апостолов. Историк Церкви Евсевий указывает на это свойство у Иоанна и Варнавы.
5. Возлагать руки на больных для их исцеления (Деян. 3,7; 19,11; 28,8-9).
Какова цель этих чудес? Мы полагаем, что ответ находится в Евр. 2,3-4. До получения НЗ в законченном виде люди обращались с вопросами к апостолам и нуждались также в других подтверждениях евангельской вести. Для подтверждения проповеди Бог давал свидетельства через знамения, чудеса и различные дары Святого Духа.
Нужда в подобных знамениях сегодня прошла. У нас есть полная Библия. Если люди не верят ей, то они не поверят ничему. Марк не сказал, что чудеса продолжатся. Здесь нет слов‚ "до скончания века", как в Мф. 28,18-20.
Однако Мартин Лютер предполагает, что "...знамения, о которых здесь говорится, должны использоваться при необходимости. Когда возникает нужда и Благая Весть испытывает давление, тогда мы, безусловно, должны совершать эти знамения и не допускать, чтобы Евангелие злословили и отвергали".
Д. Вознесение Слуги одесную Бога (16,19-20)
16,19 Спустя сорок дней после Своего воскресения наш Господь Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога. Это место почета и власти.
16,20 Послушные Его повелению, ученики пошли вперед, как пылающие факелы, проповедуя евангельскую весть и приобретая души для Спасителя.
Сила Господня была с ними. Обещанные знамения сопровождали их проповедь, подкрепляя слово, которое они говорили.
На этом заканчивается повествование – Христос на небесах, а несколько посвященных учеников на земле взяли на себя тяжесть евангелизации мира и полностью отдали себя тому, результаты чего будут иметь последствия в вечности.
Нам в нашем поколении доверено Великое поручение. Наша задача – достичь Евангелием каждого человека.
Треть когда-либо обитавших на земле людей живет в наши дни. К 2000 году на земле будет проживать половина всех когда-либо живших. При столь бурном росте населения наша задача возрастает. Но метод всегда тот же – посвященные ученики, безгранично любящие Христа, для которых нет слишком большой жертвы ради Него. Воля Божья – евангелизация мира. Что мы делаем для этого?